Страна Игр, номер #226

Страна Игр, номер #226

ЯНВАРЬ 2007 г

Гостевая колонка (Михаил Баделин)

Михаил Баделин

Страна Игр, номер #226, стр. 226-094-1


диретор по маркетингу компании Gravity CIS

С развитием технологий развивается и пиратство. Когда ценностями были золото, шелка, специи, пираты присваивали себе золото, шелка и специи. Сейчас в разряд ценностей, в том числе и материальных, перешли идеи людей, авторское право – и они присваивают себе продукты авторского права. При этом немаловажно, что ценность, интересующая пиратов, не просто должна сулить неплохие барыши. В ином случае пиратами можно назвать всех мошенников, воров, взломщиков банковских счетов и прочих, кто присваивает себе чужое. Нет, пиратов интересуют именно то, что плохо охраняются, что легче всего получить.

На кого нападали корсары в XVII веке? На торговые корабли, которые редко когда могли противостоять неожиданному нападению посреди моря. Объединение торговых кораблей в караваны, даже сопровождение их боевым флотом все равно не избавляло от опасностей подобного путешествия. А что сейчас? Наиболее уязвимыми являются продукты авторского права: несмотря на наличие соответствующих статей в нашем законодательстве де-юре, де-факто отстоять права на авторство идеи и тем более возмещение убытков сейчас почти невозможно. Поэтому пиратство в XXI веке – это пиратство объектов авторского права. И наивысшего расцвета оно достигает как раз там, где авторское право хуже всего защищено законом.

Еще этому сильно способствует такая национальная особенность, как сочувствие пиратам. Многие их считают чуть ли не новоявленными Робин Гудами, которые из благородства делятся с населением «награбленным». Однако тут необходимо учитывать два обстоятельства. Во-первых, Робин Гуд не гнался за наживой, в отличие от современных пиратов. А прибыль у них получается внушительной – сейчас разница в стоимости лицензионных и пиратских игр составляет всего около 100 рублей. Только вот в стоимость лицензионного диска входят все расходы компании-разработчика на этот проект, включая заработные платы сотрудникам. А пираты делают деньги из воздуха.

Но главное, пока мы поддерживаем пиратов словом и рублем, не стоит ожидать бурного развития рынка компьютерных игр в России. Во-первых, медленнее развиваются компании-разработчики – недополучая часть честно заработанных денег из-за пиратов, они не могут дать полноценную жизнь новым проектам: ни позволить себе лицензировать продвинутые движки и middleware, ни пригласить на работу лучших специалистов. А во-вторых, размах пиратства в нашей стране широко известен и за ее пределами. А это значит, что сюда не так торопятся приходить западные разработчики и издатели.

С развитием индустрии компьютерных игр у отечественных пиратов появилась новая статья дохода – онлайновые игры. При этом онлайновые игры еще более уязвимы, чем игры обычные – защитить в суде права на предоставление игровых услуг еще сложнее, чем на конкретный продукт. Особенно если представить, как объяснить состав преступления русским следователям, которые словосочетания «эмуляторный движок» и «модифицированный клиент» зачастую слышат первый раз в жизни. К тому же Интернет представляет собой «безбрежный океан», где так легко незаметно напасть и быстро скрыться – на тот же зарубежный хостинг, например. Конечно, частные сервера популярных онлайн-игр существуют и в других странах. Но там владелец чаще всего запускает сервер для того, чтобы детально разобраться в игровой механике, проверить различные "билды" персонажей и так далее. В самом худшем случае – чтобы играть на нем с небольшой компанией друзей. У нас же частные сервера в подавляющем большинстве именно пиратские – то есть, отнимающие большую часть прибыли у тех, кому эта она должна принадлежать по праву.

Содержание  Вперед на стр. 226-094-2