Страна Игр, номер #226

Страна Игр, номер #226

ЯНВАРЬ 2007 г

Casuality Europe: East 2006

Александр Трифонов

Страна Игр, номер #226, стр. 226-044-1


В Киеве тепло и солнечно даже в середине ноября, невероятное количество красивых девушек на улицах и очень вкусная еда. А еще с 16 по 18 ноября здесь прошла первая в Восточной Европе конференция представителей индустрии казуальных игр. Событие, без преувеличений, знаковое, а главное – полностью себя оправдавшее.

Прежде чем продолжить рассказ, стоит разобраться, а что же такое казуальные игры и чем они отличаются от игр "обычных"? На наших страницах мы иногда применяем термин "казуальный геймплей", но при этом имеем в виду проекты, вроде The Sims или Nintendogs, то есть, привлекающие тех людей, которые обычно играми не интересуются. И это верное определение, но участники конференции к Maxis или Nintendo никакого отношения не имеют. Ведь The Sims, при всей доступности и простоте, остается типичной PC-игрой. Которую надо покупать в магазине, устанавливать на компьютер, скачивать к ней патчи и дополнения, разбираться в управлении... Про DS и говорить нечего: пускай в Японии она расходится миллионами, в нашей стране нескоро еще скучающая секретарша компьютерному пасьянсу "Косынка" предпочтет игры на портативной консоли. А вот откроет присланную подругой по почте ссылку – легко.

Так вот, casual games – это те самые "убийцы офисного времени", незамысловатые забавы в духе легендарных Lines, Arkanoid и Tetris, которые подобно заразе распространяются по ICQ, ЖЖ и форумам и крутятся на главных страницах крупных интернет-порталов. Но нас интересуют те из них, которые нужно скачивать. По сложности и интересности они превосходят бесплатные flash-игры, для работы которых достаточно запущенного браузера, или ту же "Косынку", но через какое-то время пробный срок истечёт и у вас попросят денег. И тут-то за легкомысленным развлечением проявится целая индустрия, годовой оборот которой уже вплотную приблизился к миллиарду долларов.

А ведь всего лишь шесть лет назад рынка не было как такового. Мелкие независимые студии что-то разрабатывали, но зарабатывать серьезные деньги никто не собирался. Однако первые попытки онлайновых продаж на Западе оказались весьма удачными, и стали появляться первые профессиональные команды, а крупнейшие порталы вроде, MSN, AOL и Yahoo, предоставили площадки для распространения. За какие-то три года, начиная с 2003-го, только в США рынок вырос в десять раз.

На сегодняшний день в мире насчитывается более 25 млн. поклонников casual games, играющих, как минимум, раз в неделю. В целом же за последние четыре с половиной года игры этого формата загрузили порядка 175 млн. человек. Хитовые проекты дадут фору большинству PC-игр, так, создатели Zuma заработали $35 млн. долларов, а Bejeweled разошлась тиражом в 10 миллионов копий по всему миру.

При этом более 20 процентов всех казуальных игр созданы в Восточной Европе, и на самом деле процент еще выше – так как в статистике не учитываются игры, которые делают наши компании на заказ. Так, самый большой результат восточноевропейской игры – серия Magic Ball, разошедшаяся миллионом копий по всему миру.

Российский рынок стал формироваться примерно в 2002 году (хотя первые разработчики появились еще после кризиса 98-го), а бурный рост начался с 2005-го. Долгое время тормозили развитие трудности с широкополосным доступом, оплатой, малое распространение кредиток. Сейчас они решены, и рост рынка составляет более 500% в год, в распространении участвуют крупнейшие порталы Mail.ru, Rambler.ru, Kochka.ru, Alawar.ru. Число продаваемых копий на российском рынке в месяц (вообще всеми компаниями) – примерно 50000. При этом отличаются не только цены ($19.99 в США и 90 рублей у нас), но и предпочтения игроков. В России большей популярностью пользуются головоломки, где нужно думать, а не просто кликать по экрану.

Содержание  Вперед на стр. 226-044-2