Страна Игр, номер #227

Страна Игр, номер #227

ЯНВАРЬ 2007 г

Bookshelf

 

Страна Игр, номер #227, стр. 227-170-1


Олимп

Дэн Симмонс

Американский писатель Дэн Симмонс более всего известен своим циклом о Гиперионе ("Гиперион", "Падение Гипериона", "Эндимион", "Восход Эндимиона") – это произведение того же масштаба, что "Властелин колец" Толкиена или "Основание" Азимова. Начинаясь, как обычная космическая опера, эти романы погружали читателя в водоворот загадок, ключами к которым служили смелые социальные прогнозы и необычные философские и религиозные идеи. При этом стержнем для сюжета романов цикла стали поэмы Джона Китса – "Гиперион" и "Эндимион", спроецированные на события далекого будущего.

В "Илиаде" и недавно вышедшем "Олимпе" Симмонс использовал тот же прием, но в куда больших масштабах. Герои Троянской войны восстают к жизни волей пост-людей, и повторно разыгрывают воспетые Гомером сцены. Потомки роботов, отправленных когда-то на исследование внешних планет, обсуждают романы Пруста и сонеты Шекспира. Оставшиеся на Земле "обычные" люди ведут праздную жизнь, стилизованную под "Аду" Набокова, и не подозревая, что на деле им отведена роль элоев из "Машины времени" Уэллса. Каждое действие героев - прямая или искаженная цитата из того или иного произведения, и это не просто так – Симмонс исследует давнюю проблему соотношения реальности и вымысла. Ведь любой текст – это целый мир, и в "Илиаде" с "Олимпом" эти миры вступили в контакт. В том числе и более привычный читателям Симмонса мир научно-фантастических триллеров – есть здесь даже прямые отсылки к "Гипериону".

Любопытно, что настоящими наследниками "нормальной", привычной нам человеческой цивилизации у Симмонса стали роботы. Они развивают технологии и промышленность, содержат армию и размышляют о вечном. Именно они беспокоятся о том, что игры людей с пространством и временем зашли слишком далеко, и исправляют их ошибки даже ценой собственной жизни. Только роботы сочиняют новые стихи в мире, паразитирующем на наследии прошлых веков. Впрочем, хоть им и нравится вести себя подобно людям, нам они тоже оставляют шанс.

Криптономикон

Нил Стивенсон

Как и обязывают название и объем романа, "Криптономикон" - настоящая священная книга гиков (фанатов современных информационных технологий). Ведь в формате увлекательного триллера в нем рассказывается о вполне реальной истории рождения компьютеров. Появились они на свет как итог сражений на информационном фронте во времена Второй мировой войны.

"Криптономикон" состоит из нескольких сюжетных линий, которые пересекаются лишь в самом конце романа. О событиях Второй Мировой рассказывают математик Уотерхауз и морпех Шафто, о происходящем в современном нам мире – их потомки, гениальные программисты и ловкие бизнесмены. Стивенсон ловко сочетает вымысел и реальность – так в романе появляются Алан Тьюринг и молодой Рональд Рейган, генерал Макартур и адмирал Ямамото. По воле писателя именно Уотерхауз становится человеком, разгадывающим все секретные шифры немцев и японцев, и благодаря ему выигрываются сражения. "Гениальность" полководцев союзников объясняется лишь тем, что они заранее знали все о слабых местах противников. Но в информационной войне проникнуть в тайны врагов мало – нужно создать у них иллюзию того, что это совсем не так, а успехи на поле боя объясняются чем-то иным. Например, что о маршрутах передвижения морских конвоев английской разведке сообщает некий вымышленный шпион. Маскировать работу разведчиков, создавать ложную реальность призвано подразделение Шафто.

Содержание  Вперед на стр. 227-170-2