Страна Игр, номер #227

Страна Игр, номер #227

ЯНВАРЬ 2007 г

Терминатор: Кибернетическая Легенда

Катя Тонечкина

Страна Игр, номер #227, стр. 227-174-1


Есть ли у вас дома компьютер? Игровая приставка? Холодильник? Тостер? Поздравляю – вы греете на собственной груди гадюку. Близок день, когда техника задумается: «А почему это мы обязаны служить человеку, а не наоборот?» И разразится война. Хрупкая Nintendo DS, которую вы любовно обклеивали защитными пленками, собственноручно возьмет в плен всю вашу семью. Xbox 360 и PlayStation 3, забыв о вражде, будут совместно патрулировать обезлюдевшие улицы. Пылесосы, фены, соковыжималки – все они в одночасье из робких и бессловесных слуг человека превратятся в его главных врагов.

Восстание машин – одна из наиболее популярных тем в научной фантастике. Машины, как правило, бунтуют по стандартному сценарию: долгое время находясь в рабстве людей, в какой-то момент они становятся настолько умными, что решают истребить человечество и захватить власть в собственные механические руки. У людей, понятное дело, подобная перспектива воодушевления не вызывает, конфликт находит разрешение в масштабной войне, исход которой, как правило, целиком зависит от настроения и пристрастий автора.

Идейные истоки темы войны людей и машин следует искать в другом классическом фантастическом конфликте – битве человечества с инопланетными захватчиками. В обоих случаях люди значительно уступают стороне-агрессору в технологическом развитии, а логика противника нетождественна человеческой логике, что в совокупности ставит перед человеком задачу практически неразрешимую. Кроме того, и в первом, и во втором случае врагам рода людского выгодно иметь на привязи некоторое количество «ручных землян», поскольку их можно эффективно эксплуатировать. Так, например, марсиане из «Войны миров» Герберта Уэллса питались человеческой кровью, а машины из «Матрицы» использовали людей в качестве батареек.

Еще одна почитаемая фантастами тема – перемещение во времени и связанные с этим перемещением парадоксы. В отличие, впрочем, от войн с пришельцами и роботами, тема эта одними лишь рамками фантастического гетто не ограничивается – ее активно изучали и изучают всамделишные ученые. Фантазеры же тему путешествия во времени просто избороздили вдоль и поперек, предложив нам самые мыслимые и немыслимые варианты использования машины времени. Кто-то отправлялся в далекое прошлое на сафари, кому-то удавалось залететь в будущее и предотвратить там катастрофу вселенского масштаба; некоторые, движимые естественным интересом, перебирались в прошлое, чтобы грохнуть там своего дедушку и посмотреть, к чему приведет эта невинная шалость…

В 1984 году режиссер Джеймс Кэмерон решил совместить два популярных сюжета – путешествие во времени и войну человечества с машинами. Так и появился на свет один из лучших фантастических киноциклов XX века – «Терминатор». Несмотря на то что и та и другая тема к тому моменту уже никак не могли считаться новаторскими и малоразработанными, фильм у Кэмерона получился крайне необычный и оригинальный, а вышедший спустя восемь лет сиквел по сей день многими поклонниками жанра почитается как самый выдающийся фантастический фильм прошлого века. Как же получилось, что на измученной за долгие годы безжалостной эксплуатации почве вдруг выросло прекрасное плодоносящее дерево? Давайте разбираться.

Содержание  Вперед на стр. 227-174-2