Страна Игр, номер #228

Страна Игр, номер #228

ФЕВРАЛЬ 2007 г.

О важности дурного примера

Марина Петрашко

Страна Игр, номер #228, стр. 228-094-1


bagheera@gameland.ru

Невезучего «бычка» Джимми Хопкинса за прошедший год не пнул разве что самый ленивый защитник детской невинности от «тлетворного влияния компьютерных игр». И это при том, что в моменты особенно жарких сражений за нравственную безупречность детей игра с участием Джимми, Bully, она же Canis Canem Edit, даже и не вышла еще. Нынче, когда релиз уже состоялся, голоса обвинителей звучат неожиданно тихо, вернее, даже и совсем не звучат.

Что же так успокоило блюстителей нравственности, ведь не однополые лобзанья же? Или все обещанные «мерзости» были выполоты из геймплея жадными ручонками цензоров? Давайте разбираться.

Чтобы понять неожиданное молчание критиков и благосклонную реакцию игровой общественности, стоит вспомнить все то, за что ругали Bully еще до выхода.

Итак, насилие в детской среде, сексуальные мотивы, в том числе гомосексуальные намеки, пропаганда нездорового образа жизни (как выясняется, преподавателей).

Разумеется, все это благополучно осталось на месте. Только вот, по прохождении игры возникает стойкое ощущение, что все «буллиненавистники» хотели запретить нам играть в нее совсем по другой причине.

Они – теперь уже точно известно, что совершенно справедливо – предчувствовали, что им следует игры бояться, ведь она не просто демонстрирует сцены подросткового насилия. История Джимми, пусть и в гротескной форме, раскрывает его причины, ибо Bully – рассказ про школу. Про плохую школу. Очень плохую школу.

Чем же плоха «Академия Булворта»? Здесь необходим краткий экскурс в основы педагогики. Любое учебное заведение, помимо «образования», то есть передачи знаний, неизбежно осуществляет «воспитание», оно же формирование социальных навыков и нравственных ориентиров. В идеале. Если ее директор – Макаренко, или, скажем, Сорока-Расинский (прототип Викниксора из «Республики ШКИД»). А вот если нет… Если взрослые занимаются попустительством… Студии Rockstar замечательно удалось воспроизвести атмосферу слабого и безвольного педколлектива, где большинство учителей живет по принципу «как бы чего не вышло», а остальные неразборчивы в средствах и руководствуются своими амбициями, а не совестью.

Кому же охота признаться в том, что воспитатель из него никакой? Bully больно бьет всякого, у кого есть дети. Да и рассчитана она явно на взрослых. В самом деле, что в игре найдет сверстник Джимми? Болезненную возню за место под солнцем. Приставание к девочкам (и, если хотите, к мальчикам – что по воспоминаниям выпускников закрытых школ – скорее «норма» там, где девочки труднодоступны). Ученику хорошей школы подобные занятия наверняка покажутся скучными – ведь он уже умеет самореализовываться сотней других способов – от творчества до учения, ему не до драк. Ученик же школы плохой узнает в Джимми себя – но зачем ему повторение ежедневной рутины? Разве, может быть, как самоучитель по восхождению на школьный Олимп… Но для этого методы игры слишком условны.

А что найдет человек постарше, если вдруг обратит на игру внимание?

Не только стилизованные воспоминания о «школьных годах чудесных» и осуществление самых заветных детских мечтаний – побольше побузить, подраться, придумать универсальную скорострельную рогатку и насолить вредной училке.

Содержание  Вперед на стр. 228-094-2