Страна Игр, номер #229

Страна Игр, номер #228

ФЕВРАЛЬ 2007 г.

Хищник

 

Страна Игр, номер #229, стр. 229-172-1


В конце 80-х и начале 90-х этот персонаж был достойным конкурентом Чужим и Терминатору, что, в общем, и немудрено было, поскольку Хищник являл собой идеальную смесь из этих двух страшилищ. Он был одновременно и загадочным пришельцем из космоса, и непобедимым и беспощадным воином, облаченным в сверкающие доспехи. Хищник вместе с вышеназванными чудищами составлял легендарный триумвират наиболее почитаемых и представительных фантастических монстров конца XX века.

Очень хорошо помню, как в десятилетнем возрасте посмотрела первого «Хищника», а потом боялась возвращаться домой после второй смены — мрачно чернеющие на фоне пасмурного неба трубы на крыше я принимала за притаившегося инопланетного охотника. А однажды до смерти перепугалась мусорного бака со вставленной в него вверх ногами метлой — слишком уж сильно торчащие в разные стороны ветки напоминали дреды Хищника.

Как известно, вековечная слава к киноциклам о Терминаторе и Чужих пришла после того, как на свет появились крайне удачные сиквелы. Хороший фильм вполне способен стать классикой, а его герои — войти в пантеон легендарных киноперсонажей; но для того, чтобы цикл сделался идеальным и долгоиграющим коммерческим продуктом, ему как воздух необходим хороший сиквел, дополняющий или развивающий оригинальную историю. Создателям фильмов «Терминатор 2: Судный День» и «Чужие» это удалось, а вот творцам «Хищника 2» — не очень.

Ныне великий монстр конца 80-х существует лишь как один из придатков популярной вселенной-кроссовера «Чужой против Хищника», шансы на то, что мы увидим фильм, посвященный одному только Хищнику, ничтожно малы. Кроссовер, сколь бы хорош он ни был, сюжетно бесконечно далек от оригинального цикла и вряд ли способен удовлетворить его почитателей. Не радуют и игроделы — недавняя Predator: Concrete Jungle имела неплохой потенциал и в теории могла бы принести циклу дивиденды в виде новых поклонников. Увы, не срослось. На производителей комиксов тоже собой надежды нет: полностью переключившись на популярный кроссовер, на оригинальном «Хищнике» они поставили крест.

Что же случилось? Потенциал серии был ничуть не меньше, чем у других культовых фантастических хоррор-экшнов 80-х. Почему же, столь бодро начав, цикл довольно скоро сошел на нет и превратился в придаток другой вселенной? Давайте разбираться.

В кругу семьи

Родителями Хищника следует считать братьев Томас — Джима и Джона и, конечно, режиссера Джона Мактирнана. Подробно пересказывать биографии этих людей, пожалуй, смысла нет, поскольку их жизненный опыт никакого особого отпечатка на создание «Хищника» не наложил. Никто из них не пробирался, подобно сценаристам «Чужого» Дэну О'Бэннону и Роналду Шусетт, через тернии кинематографического мира к созданию своего главного шедевра; никто не вынашивал ночами идеи грядущего фильма, варясь, как Джеймс Кэмерон, в супнице дешевого трэш-хоррора. Эти люди, волей кинобоссов, собрались в одно и то же время в одном и том же месте и сняли отличный фильм. Вот и все.

«Хищник» стал первым действительно успешным фильмом Джона Мактирнана и сделался первым кирпичиком в стене его славы. За ним последовали легендарные боевики «Крепкий Орешек» (Die Hard, 1988) и «Охота за Красным Октябрем» (The Hunt for Red October, 1990); не шибко хорошо принятый критиками, но, тем не менее, весьма приличный комедийный экшн «Последний киногерой» (Last Action Hero, 1993) и фильм «Крепкий орешек 3: Возмездие» (Die Hard With a Vengeance, 1995). Поздние же работы Мактирнана разительно отличаются от классических его лент и, к сожалению, далеко не в лучшую сторону. Так, например, с треском провалившийся в прокате римейк фантастического боевика «Роллербол» (Rollerball, 2002) явно был одним из худших фильмов того года.

Содержание  Вперед на стр. 229-172-2