Страна Игр, номер #233

Страна Игр, номер #233

АПРЕЛЬ 2007 г.

Страна Игр, номер #233, стр. 233-086-1


zontique@gameland.ru

Вы будете смеяться, но мне наконец-то надоели видеоигры (и это пишет человек, который час назад закончил последнюю миссию Ghost Recon Advanced Warfighter 2!). Я, тряпка, собрался, наконец пошел в автошколу и научился водить (ух, совсем как в Gran Turismo!), сдал международный экзамен Норёку Сикен на знание японского (надо же как-то играть в свежие JRPG), а свободный вечер скорее проведу с хорошей книгой, чем перед экраном. Давеча в руки попала книга о психических вирусах, и, блин, осенило. Я понял сюжет Metal Gear Solid 2. Опять. Кажется, уже в четвертый раз.

В сущности, это не страшно. Лучше поздно, чем никогда. И если сюжет игры ты понимаешь через шесть лет после ее релиза, это достижение само по себе: значит, предыдущие 72 месяца ты ходил вокруг да около. Кодзима неофициально расшифровывал MGS как «meme, gene, scene» - «мемы, гены, окружающий мир». Лирическое отступление, пара слов об эволюции и о том, что такое вообще эти ваши «мемы».

Итак. Многие слышали о генах, мельчайших единицах биологической информации, которые по наследству передаются от родителей к детям. В сущности, все мы, люди, - лишь переносчики генов с сильноразвитым самомнением, а наши тела - питательная среда для их существования. Гены постоянно эволюционируют, видоизменяются и соперничают друг с другом. Гены существуют словно бы отдельно от нас: среди них выживают те, которые лучше размножаются. Строго говоря, эти «лучшие» гены могут быть бесполезны или даже вредны для людей-носителей, способствовать ранней смертности или деградации организма. Но в долгосрочной перспективе выживут именно те, которые сами стараются себя распространять - которые способствуют плодовитости.

По аналогии, мем - мельчайшая единица психической информации, «идея», которая передается от одного человека другому. Это может быть картинка, мелодия, лозунг, словечко или даже более сложное, абстрактное утверждение вроде «все люди - братья». Как гены живут в наших телах, так мемы живут в нашем сознании. Как и среди генов, среди мемов выживают более приспособленные к размножению. Та же гуманистская и очень полезная для человечества идея «все люди - братья», к сожалению, не укоренилась в умах людей именно потому, что она плохо размножается. И, напротив, в обществе процветают бесполезные (а подчас даже вредные), но сами себя размножающие мемы. Пример - ни на чем не основанное популярное утверждение «если ты с нами не пьешь, ты не мужик», которое может здорово испортить жизнь своему носителю. Именно мемами объясняется популярность желтой прессы: она может писать любую чушь, заворачивая ее в привлекательные мемы, на которые подсознательно клюют ее читатели.

Metal Gear Solid был посвящен генам; Ликвид был одержим идеей своей биологической ущербности и погиб, так и не узнав правды. Одни только гены не смогли превратить в Биг Босса ни одного из его сыновей. Metal Gear Solid 2 был посвящен мемам; Солидус хотел напичкать Райдена теми же мемами, воздействие которых испытал Солид Снейк. В своей «симуляции» Солидус повторяет историю Снейка в мельчайших подробностях - например, когда Оцелот застукал Райдена за освобождением заложников. Возникший из ниоткуда киберниндзя машет мечом с намерением отрубить Оцелоту руку - но тот вовремя убирает ее из-под удара. Игра никак не акцентирует на этом ваше внимание, это секундный эпизод, который может пройти совершенно незамеченным, одна из тайн, которыми так богат мир Metal Gear Solid. Вспомните, ведь в точно такой ситуации Оцелот лишился руки в первой части, только тогда на месте Райдена был любитель бандан и сигарет. Снейка накачали генами Биг Босса; Райдена - мемами Снейка.

Содержание  Вперед на стр. 233-086-2