Страна Игр, номер #234

Страна Игр, номер #234

МАЙ 2007 г.

Гангстерские драмы

 

Страна Игр, номер #234, стр. 234-172-1


С этой минуты ему запрещается употреблять в пищу индийские приправы, развлекать друзей, изображая снесшую яичко курицу, а также убивать кого бы то ни было по имени Вито.

Вуди Аллен. «Взгляд на организованную преступность»

Один из величайших режиссеров современности Мартин Скорсезе в авторском проекте «История американского кино от Мартина Скорсезе» (A Personal Journey with Martin Scorsese Through American Movies, 1995) назвал гангстерскую драму одним из трех важнейших жанров современного кинематографа. Ни секунды не сомневаюсь, что если провести опрос среди всех наиболее влиятельных кинодеятелей нашего времени, то добрая половина из них полностью согласится со Скорсезе. Если собрать все кинопремии и награды, присужденные гангстерским драмам за время существования движущихся картинок, и высыпать их в Тихий океан, то между Старым и Новым Светом можно будет запросто проложить асфальтированную дорогу. Гангстерские драмы – это одна из самых ярких и значимых вех современного кино, без них кинематограф немыслим. И даже сейчас, когда развитие компьютерных технологий сместило зрительский интерес в сторону красочного зрелища и многомиллионных спецэффектов, гангстерские драмы продолжают уверенно держать удар. Главное тому доказательство – признание картины «Отступники» (Departed, 2006) Мартина Скорсезе лучшим фильмом 2006 года (помимо «Оскара», Скорсезе и компания получили за него еще три десятка престижных наград), и состоявшаяся в том же 2006-ом «игровая» реанимация двух величайших гангстерских драм – «Крестного отца» и «Лица со шрамом».

В чем же причина феноменальной популярности таких картин? Наиболее агрессивные критики жанра (многие из которых ни разу в жизни не видели настоящей гангстерской драмы и судят о них либо по дальним родственникам – безыскусным боевикам класса «Б», либо и вовсе по рассказам знакомых) утверждают, что фильмы эти воспевают насилие и жестокость, создают в глазах обывателя романтический образ гангстера и толкают тем самым людей в пучины порока. Дон Б. Соува в своей книге «125 запрещенных фильмов» цитирует требование остановить работу над картиной «Лицо со шрамом» (Scarface, 1932): «Этот фильм нельзя снимать ни при каких обстоятельствах. И американский народ, и все добросовестные комиссии Штатов по цензуре считают гангстеров и хулиганов отвратительными. Гангстерство не должно упоминаться в кинематографе. Если вы все-таки наберетесь храбрости снять “Лицо со шрамом”, эта организация сделает все, чтобы он никогда не вышел в свет». Кто сейчас вспомнит автора сего воззвания, главу Комитета по связям с киностудиями Джейсона Джоя? Правильно, никто. Зато картина Ховарда Хоукса выдержала испытание временем и стала настоящей киноклассикой; она была включена Библиотекой Конгресса США в Национальный реестр кинокартин, а великий режиссер и кинотеоретик Жан-Люк Годар назвал «Лицо со шрамом» лучшим американским фильмом эпохи звукового кино. Снятый в 1983 году Брайаном Де Пальмой римейк «Лица со шрамом» и по сей день остается одной из самых выдающихся американских гангстерских драм.

Содержание  Вперед на стр. 234-172-2