Страна Игр, номер #235

Страна Игр, номер #235

МАЙ 2007 г.

Всенародная любовь к Марио

Константин "Wren" Говорун

Страна Игр, номер #235, стр. 235-064-1


wren@gameland.ru

Журнал Time назвал Сигеру Миямото из Nintendo в числе 100 самых влиятельных людей в мире. Что показательно, в список не вошли Владимир Путин, Джордж Буш и другие персонажи из телевизора. Что это значит?

Традиционные СМИ, к сожалению, слишком инертны и не смогли вовремя сориентироваться и достойно прокомментировать новость. Российские газеты сообщили, что награды удостоился "Шигеру Миамото, руководитель компании Nintendo". Некоторые и вовсе построили на этом факте материал в раздел "курьезы". Да и сам журнал Time доверил написание заметки о Миямото небезызвестному киберспортсмену Fatal!ty. Известная в индустрии личность – кто ж спорит – но к приставкам, видеоиграм и Nintendo имеющая отношение весьма косвенное. Поэтому и заметка была посвящена в основном компьютерному спорту, от которого Fatal!ty, оказывается, иногда отдыхает с джойпадом Wii в руках. В списке "100 самых влиятельных людей" журнала Time все персоны равны и перечислены просто по алфавиту и по категориям. Меж тем, в открытом голосовании на time.com Сигеру Миямото занял девятое место, между звездой телесериала "24" Кифером Сазерлендом и Боно из группы U2. Очень неплохо, если учесть, что Сигеру Миямото – не человек из телевизора. Геймер прекрасно может играть в Super Mario Bros. и не иметь ни малейшего представления о том, кого следует благодарить за игру. И все равно людей "в теме" гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

Но есть ли у Миямото в самом деле влияние за пределами мира видеоигр? Вряд ли, да оно ему и не нужно. Вспомните, что все дискуссии о "философском" сюжете или об играх как предметах искусствах всегда идут без участия разработчиков. Геймдизайнеры в лучшем случае рассказывают об источниках вдохновения – детских воспоминаниях, любимых книгах и фильмах – но непременно добавляют, что главное для них – создать идеальное развлечение. В материале "Не боги горшки обжигают" вы ознакомитесь с прозой жизни российской индустрии, но поверьте, что на Западе дела обстоят ровно так же. Люди создают игры, чтобы заработать много денег, и не пытаются воспитывать аудиторию и доносить до нее свои идеи.

Почему так получается? Как я уже писал в статье о героях индустрии, большинство именитых японских геймдизайнеров попали в индустрию совершенно случайно, и играми не интересовались. И среди них играми как инструментом влияния пользуется разве что тот-чье-имя-нам-надоело-называть. С другой стороны, западные звезды в детстве были типичными поклонниками компьютеров и программирования. Казалось бы, именно такие люди, энтузиасты, должны доносить геймерам свои идеи через игры. Однако это не так. Программистам привычно рассматривать игру как программу, продукт, набор "фишек", а не произведение искусства. Им интересно изобрести новую технологию, а не рассказать о том, почему добро должно быть с кулаками. Именно поэтому случайный человек Миямото известнее и влиятельнее, чем энтузиаст Ричард Гэрриот.

Если вы не пропускаете наши статьи в разделе "Кросс-культура" (ныне – "Кросс-формат"), посвященные культовым режиссерам, то должны были заметить следующее: их карьера начиналась абсолютно одинаково. Увлечение кино, попытки что-то снимать самостоятельно на любительскую камеру, долгие попытки раздобыть деньги на первый фильм. При этом они с самого начала представляли себе, что и зачем они хотят снимать. Во времена их детства киноиндустрия уже вошла в полную силу, им не нужно было становиться первопроходцами. Вместо вопроса "как" они ставили перед собой вопрос "что". Меж тем, нынешние звезды игровой индустрии могли в лучшем случае основываться на опыте ранних аркадных автоматов и приставок Atari, когда не существовало даже сложившихся жанров. Другое дело – те, кто придет и уже приходит им на смену. Человек, выросший на Fallout и Final Fantasy, и осознанно принявший решение заняться играми, будет действовать совершенно иначе. Конечно, на голом энтузиазме много не создашь, но если среди тысяч мечтателей найдется хотя бы один талантливый геймдизайнер, уже хорошо.

Содержание  Вперед на стр. 235-064-2