Страна Игр, номер #235

Страна Игр, номер #235

МАЙ 2007 г.

Bookshelf

Spriggan spriggan@gameland.ru

Страна Игр, номер #235, стр. 235-154-1


Сюзанна Кларк

«Джонатан Стрендж и мистер Норрелл»

Жанр: альтернативное фэнтези

Издательство: «АСТ»

Сюзанна Кларк пришла в литературу в 1996 году, дебютировав с рассказом «Прощай-Милость, или Дамы из Грейс-Адье». Талант заметили, и в течение ближайших лет из-под пера редактора британского издательства Simon & Schuster вышло еще несколько произведений малого объема. Со штурмом более крупного формата писательница не спешила: изучала военную историю, раскапывала интересные подробности событий Наполеоновских войн, штудировала биографии герцога Веллингтона и лорда Байрона, выстраивала в голове Лондон и Венецию первой половины XIX века. Работа над романом потребовала десять лет, но труды не пропали даром – «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл» удостоился множества престижных наград, полюбился читателям всех слоев, поднял фэнтези на качественно новый уровень и стал одним из важнейших событий в современной литературе.

Попытка расписать достоинства «Джонатана Стренджа и мистера Норрелла» в двух тысячах знаков с пробелами изначально обречена на провал, но выбора у нас, поверьте, нет.

Это роман о магии – веками не практиковавшейся, зато активно изучаемой группой теоретиков, провозгласивших себя волшебниками. Это роман о дружбе – дружбе пожилого, скрытного Гильберта Норрелла, не вылезающего из крупнейшей библиотеки книг о магии и по магии, и молодого, бойкого, охочего до недосягаемых знаний Джонатана Стренджа. Роман, необъятные сноски которого частенько посвящены Джону Аскглассу – Королю-ворону, легенде английской магии, что некогда правил Северной Англией.

Сюзанна Кларк – безупречный стилист. Уже только потому, что лучший в мире роман о чародействе написан языком, свойственным авторам викторианской эпохи, – подобным слогом владели Чарльз Диккенс и Уильям Теккерей, Джейн Остен и Шарлотта Бронте, Гилберт Кийт Честертон и Артур Конан Дойль. Одна неприятность – к восьмисотой странице начинаешь негодовать, что осталось всего 90, а не 900. Правами на экранизацию обладает New Line Cinema, и, возможно, уже в следующем году мы узнаем, как воспринял книгу режиссер Кристофер Хэмптон («Полное затмение», «Мечтая об Аргентине»).

Кристофер Прист

«Престиж»

Жанр: альтернативная научная фантастика

Издательство: «Эксмо»

Вице-президент международного сообщества Герберта Уэллса, профессиональный исследователь творчества Харлана Эллисона и блестящий писатель с более чем тридцатилетним стажем – все это Кристофер Прист. Его книги – наравне с трудами Уильяма Гибсона, Нила Стивенсона, Майкла Суэнвика и Джеймса Блэйлока – отдушина для любителей научной фантастики, уставших от многотомных историй про космос, экипажи звездолетов и неизведанные планеты. Вдохновленный работами ветеранов, публиковавшихся еще в фэнзине Хьюго Гернсбека, Прист заимствует их стиль, обращается к нетривиальным темам, использует метод «ненадежного рассказчика» – и выдает сногсшибательные романы. Например, «Престиж».

В своем десятом произведении крупной формы автор средствами научной фантастики коснулся темы, куда более традиционной для фэнтези – магии. И пусть даже речь идет о «сценической магии» – выступлениях иллюзионистов – на протяжении всех 464 страниц не покидает ощущение, будто читаешь не НФ, а то, что сегодня принято называть «магическим реализмом». Главные герои, маги Альфред Борден и Руперт Энджер, до чистого безумия увлечены таинственным искусством и дотошно описывают в дневниках все связанное с трюками – словно персонажи Г.Ф. Лавкрафта, столкнувшиеся с проявлениями потусторонних сил. Вражда двух иллюзионистов, бессмысленная и жестокая, закат викторианской эпохи, сенсационный аппарат выдающегося (и реально существовавшего) ученого Никола Теслы, последствия прений Бордена и Энджера в ХХ веке – моменты проработаны скрупулезно, и оторваться от чтения невозможно. Структура романа позволяет взглянуть на происходящее глазами обоих джентльменов – и выбрать ту точку зрения, что ближе. А то и вовсе не выбирать.

Содержание  Вперед на стр. 235-154-2