Deus Ex: Invisible War

Константин Инин


С RPG все интереснее. Персонаж не получает опыта: развитие его выражается в том самом биомодифицировании, о котором так много говорят все противоборствующие стороны. В пять слотов – глаза, череп, скелет, руки, ноги – могут быть вставлены импланты. Для каждого слота есть три варианта развития: скажем, апгрейд руки может а) увеличивать физическую силу; б) давать игроку способность разбрасывать вокруг себя токсичные вещества; в) позволять игроку контролировать все механизмы в игре. Возможен только один вариант развития: получаем индивидуальный набор из пять навыков.

Inventory – это шесть активных и шесть запасных слотов. Одних гранат в Deus Ex достаточно, чтобы забить гораздо больше места. Таскать с собой все, что находишь, здесь совершенно нереально: более того – нереально даже взять по одному типу каждого оружия. Ты неизбежно выбираешь пару любимых пушек, наиболее часто используемые гранаты, необходимые утилиты – все под свой стиль игры (вспомним также о модификаторах оружия: я редко пользуюсь пистолетом, но ношу его с собой еще и потому, что в нем инсталлирован апгрейд, позволяющий испарять ультразвуком стекла. Никаких отмычек и никакой сигнализации).

Движение по игре абсолютно свободно. С этой точки зрения Deus Ex – совершенно правильная RPG. Ты можешь какое-то время балансировать между фракциями и затем присоединиться к одной из них; ты можешь игнорироваться их желания и заняться собственным расследованием ситуации; или же ты можешь работать на черном рынке. В любом из случаев тебе предложат достаточную вариативность – как в форме вторичных квестов, так и в форме дополнительных возможностей (для того, чтобы ограбить банкомат, квеста не надо. Нужен скилл хакера и способ обойти камеру слежения).

В результате возникает любопытная ситуация: персонажи, формально отличающиеся лишь навыками, проходят совершенно разные игры. Deus Ex как RPG складывается и из параметров персонажа, и из сюжетных решений, и из личных геймплейных предпочтений игрока. Любишь двигаться по-тихому – двигайся: может, твоя способность прокрасться мимо охранника сэкономит тебе сейчас ту пару патронов, которой не хватит однажды поклоннику брутального подхода.

НЕОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СВОБОДА

Приятно, когда игра дает много возможностей. Deus Ex делает больше: она не дает всех возможностей. Ты находишь в мире, в котором ты за счет своих способностей можешь что-то взять. А что-то не твое. На этот ящик не хватило отмычки – и не хватит. Оставь это миру. Зачем тебе все?

Deus Ex становится не игрой задач, а игрой возможностей. Не «многочисленное количество решений для каждой задачи», а обилие возможностей. Дело не в том, что тот же банкомат можно ограбить разными способами: просто кто-то может грабить банкоматы, а кто-то нет. Да, за этим стеклом есть аптечка. Но ты не нашел апгрейд и не умеешь разбивать стекла, не включив сигнализацию. И ты не умеешь выключать турели. Неважно: это не последняя аптечка в игре. Тебе, возможно, сейчас и не очень нужна аптечка.



Назад  Содержание  Вперед