CRUSADER KINGS

Константин Иванов


ВАССАЛ ТЫ МНЕ?

Важная часть игры – это феодальные отношения. Если ты не сколотишь себе суперимперию, которая будет находиться исключительно под вертикалью личной власти, то и на сверхдоходы рассчитывать не сможешь. Максимальный размер надела, выделенный в личное пользование, определяется титулом и хозяйственными способностями монарха. Лишние провинции сильно снижают эффективность управления всеми остальными волостями. Следовательно, земли приходится раздавать верным вассалам в пользование, за что те станут платить в казну скромную ежемесячную подать и сдавать напрокат свое войско во время развязанной тобой войны.

Верен тебе вассал или нет, можно посмотреть, кликнув на принадлежащий ему герб. Не удивляйтесь, если подопечный не очень-то вами и доволен. Не надо было давить налоговой и отправлять на многочисленные зачистки его подданных. У вас есть шанс исправиться (передвинуть ползунки в соответствующем меню на минимум), иначе вассал неминуемо взбунтуется и отделится вместе со своим доменом.

МЫ МИРНЫЕ ЛЮДИ

В игре присутствуют технологии трех типов – военные, прикладные и культурные. Изюминка состоит в том, что, какое бы направление исследований ты ни выбирал, они все равно будут идти по случайному принципу. Технологии могут появиться у тебя или распространиться из соседних провинций. Кроме того, все, что будет изобретено согласно твоему плану, появится ТОЛЬКО в столичной провинции, откуда новшество расползется по соседним землям.

Экономика в игре находится на второстепенных ролях. Ты получаешь доходы в виде налогов со своих доменов и вассалов, а также с врагов по "мирным" договорам. Тратить кровные можно только двумя путями – на войну или на строительство построек в провинциях. Поскольку в Средние века человечество придумало не так много типов зданий, сооружений, производств и т.п., то не удивляйтесь тому, что за пару десятилетий ты построишь все, что только было возможно, и деньги девать будет просто некуда. К несчастью, опции подкупа населения, раздачи монет вассалам, устройства у себя турнира или хотя бы дарения подарков соседним правителям разработчики просто не предусмотрели! Видимо, проблему коррупции тогда успешно решали путем сожжения на кострах Инквизиции и через отрубание конечностей.

И это, к величайшему сожалению, все, что можно сделать мирным путем. Нам нельзя даже предложить союз, не говоря уже о совершении союзнических операций против иноверцев. И это в игре про Средневековье, когда на союзах было выстроено практически все! По-моему, даже фанаты на этой ноте могут разочароваться.

РЫЦАРЮ ВОЙНА – МАТЬ РОДНА

Ну, пока ты, дорогой читатель, не впал в полное отчаяние, поговорим о любимых рыцарских занятий – войне и грабеже. Хотя разговор будет неприятным. Сразу скажу, что игроку, любящему сложную, многоходовую игру, в Crusader Kings делать нечего, ибо военный интеллект в игре не просто туп, а туп просто ужасающе. Можно собрать армию из королевских подразделений, войск вассалов и пойти на врага – а компьютер своих вассалов практически не зовет, полагаясь лишь на королевских воинов. Выходит, великое государство можно задавить войском вдесятеро меньшего потенциала.

Назад  |  Вперед