Half-Life 2

Илья "Orange" Викторов
Жанр: 3D Action
Разработчик: Valve Software
Издатель: Vivendi Universal
Издатель в России: Softclub
Системные требования: гуманные
Дата выхода: апрель 2004
Дождливая осень далекого 1998 года, охреневшая от дефолта гейм-общественность откладывает копеечки на покупку того, чего так долго ждали. В коробки с модными видеокартами семейства Voodoo II вкладывают демо-версию, которую доблестные пираты коварно начинают продавать под видом полной. Выжившие игровые издания выходят на газетной бумаге и с удовольствием обсасывают все прелести первого эпизода игры. Алчущие граждане ждут заветного дня, в надежде узнать, что же скрывается за последней вентиляционной шахтой, в сотый раз разбивая автомат с колой, чтобы посмотреть, как из него вываливаются банки...
ЭТА МУЗЫКА БУДЕТ ВЕЧНОЙ
Half-Life и по сей день остается однозначным эталоном. Покрылись мхом забвения мастодонты Quake и Unreal, стремительно теряет популярность Quake 3, не оправдали ожиданий сиюминутные радости вроде NOLF и Postal 2, появились и исчезли Gunman Chronicles, Devastation и прочие досадные недоразумения, так и не вышли Prey и Duke Nukem Forever... Зато в каждом, даже самом занюханном компьютерном клубе сегодня обязательно есть Half-Life и, разумеется, Counter-Strike - тоже, по-своему, уникальное явление - модификация, ставшая намного популярнее оригинальной игры. Современные дети играют в Гордона Фримэна, они могут не знать, кто такой Хрущев, зато являются первоклассными специалистами в вопросе размножения хэдкрабов. Пластиковые фигурки монстров стоят на столах фанатов, а красный ломик стал своеобразным символом. Новые карты, эпизоды, модификации и различная мелкая дополнительная ерунда даже сегодня появляется чуть ли не каждый день, а общее количество неофициальных дополнений давно перевалило за несколько тысяч. Благодаря полностью открытой архитектуре и простым средствам редактирования, любой гопник может сделать на базе "Халфы" совершенно новую игру, не обладая сертификатом Borland и ни разу не видев в глаза 3DMax. Не такие уж пожилые адд-оны Opposing Force и Blue Shift разлетаются миллионными тиражами, при этом никто даже не смеет обзывать их морально устаревшими. Господа "другие" разработчики, чего ради вы стараетесь? Будущее жанра предопределено как минимум на ближайшие пять лет. Valve будет править игровым миром.
Half-Life 2. Просто. И никаких дурацких фраз после дурацкого двоеточия.
Несмотря на то, что работы над второй частью начались в том же 98 году, до недавнего времени о продолжении не было известно ровным счетом ничего, кроме как то, что "оно когда-нибудь появится". PR-гении из Valve избрали не слишком популярный метод шоковой терапии и в начале июня сего года совершенно неожиданно (если не считать неоднозначной рекламы с красной фомкой, предварительно опубликованной в одном толстом заморском журнале) было объявлено о том, что игра практически готова и появится в магазинах уже осенью. Ход, безусловно, очень сильный, если бы не...
ПРИШЕЛ И ВСЕ ОПОШЛИЛ
Амбициозные планы Valve на корню разрушил один веселый дядя, который, если верить такому респектабельному источнику, как CNN, еще и родом из России. В конце сентября компьютеры некоторых сотрудников компании были заражены вирусами-троянами, полученными якобы через peer-2-peer сети. Парочки хитрых файлов оказалось достаточно, чтобы банально спионерить у разработчиков абсолютно все, от исходников, до рабочей версии Counter-Strike: Condition Zero. Сильно? Не то слово... Скептики поначалу утверждали, что данная ситуация по сути является легендой и искусственно создана для того, чтобы оправдать отложенные, на этот раз до весны 2004, сроки выхода. Однако, сейчас "бета" уже вовсю гуляет по варезным сетям, да и во многих местах уже продается, демонстрируя потрясающую графику, суперреалистичную физическую модель и полное отсутствие искусственного интеллекта, а "неизвестный хакер" продолжает шантажировать разработчиков, грозясь сделать достоянием общественности всю свою добычу. Можно, кончено, предположить, что это сознательно устроенная Valve утечка информации, но, право же, не в таких же масштабах... неприятно удивляет тот факт, что это именно та версия, которую было бы возможным выпустить 30 сентября.
В любом случае, если ты еще не приобрел пиратскую версию HL2, под видом которой сейчас может продаваться все, что угодно - от оптимизированной под новый движок первой части игры, до все того же Condition Zero - мы призываем тебя этого не делать. О борьбе с пиратством говорить не будем, ибо все равно никто не станет слушать, но есть и другой аргумент - "бета" собрана на коленке из разрозненных частей, работает чрезвычайно криво и способна продемонстрировать разве что возможности движка. Удовольствие от грядущей игры ты совершенно точно испортишь, так не проще ли еще немного подождать?
АНТИНАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА
Сюжет Half-Life 2, над которым работает все тот же писатель-фантаст Марк Лейдлоу, является логическим продолжением того, что мы видели в первой части. Действие разворачивается в закрытой зоне City-17 через несколько лет после наших похождений в американском научном комплексе Black Mesa. Играть предстоит, конечно же, за Гордона Фримена, который по-прежнему не произносит за всю игру ни слова и увидеть его можно только в зеркале. Стиль выдержан четко - игрок должен полностью отождествлять себя с героем. Из старых знакомых остались Барни Калхун (именно тот охранник, за которого мы играли в адд-оне Blue Shift), доктор Эл Венс, теперь еще и с дочерью Аликс, ну и, разумеется, неврастеник с чемоданом - G-Man, который оказался нашим боссом. Игра разделена на 12 эпизодов, а каждый эпизод, в свою очередь, состоит из множества подуровней. На прохождение каждого эпизода понадобится в среднем четыре часа. Никуда не денутся подземные лаборатории, склады, заводы, реакторы и прочие радости, кроме того, имеются такие экзотические места, как дно высохшего океана и застрявший во льдах танкер. Путешествия же в мир Xen не планируются, что радует, ибо еще в первой части это был единственный неудачный эпизод.
ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА
Настало время поговорить о самом главном - о движке. Зовется сие чудо инженерной мысли Source и использует уникальную технологию физического моделирования Havoc. Основная фишка - объекты, обладающие собственными физическими характеристиками, причем задавать объекту можно сразу несколько параметров - прочность, вес, степень отражения света, упругость и т.д. Например, бетонная стена обладает шероховатой поверхностью, при соприкосновении с металлическим предметом, например, падающей балкой, мы увидим искры и услышим мерзкий скрежет, а на стене останутся царапины. От той же стены отскакивают пули, в то время как деревянную дверь можно запросто прострелить или высадить взрывом. Будьте уверены, что взрыв, в свою очередь, раскидает все близко расположенные объекты. Таким образом, достигнут доселе нигде не виданный уровень интерактивности - разрушить можно абсолютно все, от предметов, облагораживающих местные интерьеры, до элементов архитектуры, расстрелять несущие конструкции, дабы находящихся внизу монстров раздавило обвалившимся потолком - самое простое решение проблемы. Транспортные средства не будут ограничены дрезиной, ездившей по заданному маршруту, теперь в дело вступают автомобили, вертолеты и даже катера, причем вся техника по степени проработки не будет уступать своим аналогам из симуляторов.
Отдельно следовало бы рассказать о моделях персонажей. Отныне в одной модели могут быть использованы различные материалы, например, костюм из грубой ткани, тусклые металлические пуговицы и блестящие глаза. Кроме того, для отображения крови используются не спрайты, как раньше, а системы частиц. Помимо скелета, все персонажи обладают мускулатурой, причем одно только лицо управляется несколькими десятками мускулов. Мимика вызывает шок. Персонаж может провожать героя взглядом, хмуриться, улыбаться, подмигивать, двигать бровями и морщиться, причем над соответствием мимики и поведения работал профессиональный психолог. В заявления о реалистичном поведении глазных яблок, в зависимости от фокусировки и освещенности, пожалуй, тоже придется поверить.
Разумеется, Source Engine, на полную катушку эксплуатирующий возможности новейших видеокарт и DirectX 9, отлично справляется с обработкой больших и высокодетализированных пространств, не впадает в кому при виде персонажа, состоящего из 5 000 полигонов, поддерживает всевозможные модные штуки, типа specular bump mapping'а, пиксельных шейдеров и прочие, еще более немыслимые технологии.
Другой немаловажный аспект – тщательнейшая оптимизация движка под все более-менее известное железо. Теоретически, игра будет идти даже на Riva TNT, правда, о том кошмаре, который будет твориться в таком случае на мониторе, разработчики скромно умалчивают.
Разумеется, сохранена все та же открытая архитектура, позволяющая вытворять с игрой все, что душе угодно. Более того, будет выпущен официальный редактор и специальный комплект для разработчиков (SDK), что откроет еще более широкие возможности для создания всевозможных дополнений и модификаций. Даже для нынешней кривой беты уже начинают появляться пользовательские карты. Это ли не признак искреннего энтузиазма творчески настроенных фанатов игры?
ПЕРЕВОРОТ?
Вся информация, включая и обещания разработчиков, и впечатления от ворованной беты уже вызывает совершенно непередаваемые ощущения. Кажется, что такого просто не может быть, однако, факты говорят сами за себя. Революция не только в жанре, но и во всей игровой индустрии уже почти свершилась. После выхода Half-Life 2 игровой мир уже никогда не будет таким, как прежде!
ХИТ ПО УМОЛЧАНИЮ
Этим летом на выставке E3 Half-Life 2 стала победителем сразу в нескольких номинациях: лучшая action-игра, лучшая PC-игра и лучшее шоу на выставке. При таком раскладе уже не остается никаких сомнений насчет того, кто станет игрой... следующего года.
НАШИ В ГОРОДЕ
Насчет присутствия русских в игре с самого начала ходили самые противоречивые слухи. Достоверно известно, что City-17 находится в восточной Европе, но в какой именно части - никто не знает. С появлением ворованной беты все встало на свои места - в наборах текстур обнаружены советские плакаты и афиши. Комментарии требуются?
КРЕАТИВ В МАССЫ
Для любителей творчества в игру будет встроен редактор Hammer 3.5, являющийся новой версией всенародно любимого Worldcraft и открывающий доступ ко всем возможностям нового движка. Принципы создания геометрии останутся теми же. Разумеется, появится масса новых функций, вроде просмотра моделей и освещения прямо в редакторе. Похоже, для того чтобы увидеть мелкие изменения уже не придется каждый раз заново компилировать и запускать карту, а встроенный редактор анимации избавит мапперов от необходимости возиться со скриптами. Другой значительной функцией можно назвать замену текстур на материалы, благодаря которым на поверхность можно не только наклеивать картинку, но и задавать ей разнообразные физические свойства.
БЕСТИАРИЙ
Combine Soldiers - достойная замена спецназовцам из первой части. В зависимости от класса вооружены пистолетами H&K USP Match, пистолетами-пулеметами H&K MP-5, дробовиками SPAS-12, винтовками XM-29 и M-16 и неизвестными снайперскими винтовками. Очень хорошо защищены как броней, так и противогазами, разделены на группы, каждой из которых руководит командир, бойцы координируют действия по радиосвязи, либо с помощью сигнальных ракет. Благодаря чрезвычайно продвинутому AI, Combine Soldiers являются одними из самых опасных противников.
Ant Lion - насекомообразный элиен, руководствующийся стадными инстинктами и ориентирующийся по запаху, благодаря чему его можно легко обмануть, намазав себя кровью одного из его убиенных товарищей по виду - в таком случае монстр будет принимать тебя за своего.
Headcrab - они самые! Самые забавные и, в то же время, самые противные существа в мире HL. Прыгают на голову жертвы, делают дырочку в черепе и высасывают нежный розовый мозг, после чего жертва превращается в зомби, контролируемого headcrab'ом.
Hydra - логическое развитие относительно безобидных Tantacle. Живет в канализации, обладает кучей щупалец, на конце каждого из которых - отдельный рот с зубами. Если не укусит или хотя бы не проглотит, то зашибет уж точно.
Combine Gunship - наполовину механический, наполовину биологический летающий, если можно так выразиться, аппарат. Быстро двигается, находясь на внушительной высоте, и активно пользуется лазерным пулеметом.
Kingpin - этот монстр должен был появиться еще в первой части, даже моделька его имелась. Негуманоидное существо, с четырьмя глазами, обеспечивающими 180-градусный обзор. Обладает очень большим и развитым мозгом, благодаря чему успешно пользуется пси-атаками.
Strider - мне сверху видно все! Огромнейшее - выше десяти метров - биомеханическое нечто, вооруженное лазерной пушкой. Если не захочет стрелять, запросто может и затоптать. Легко перешагивает через любые препятствия.
Также в игровом мире можно встретить старых знакомых Alien Slave, которые, впрочем, теперь на нашей стороне, разнообразных боевых летающих роботов, вроде Scanner и Man Hack, а также малоизученных пока существ, названия которых неизвестны.
АРСЕНАЛ
Crowbar – знаменитый красный ломик, ставший символом первой части игры и очевидно претендующий на звание символа сериала.
H&H USP Match – на смену старенькой «беретте» пришел такой же пистолет, как у Лары Крофт.
SPAS-12 – итальянский дробовик, идеален для ближнего боя.
H&K MP-5 – отличный пистолет-пулемет, хорошо зарекомендовавший себя еще в Counter-Strike.
H&K MP-7 – небольшой, но очень скорострельный и дальнобойный автомат.
M-29 – страшная штука! Огромный пулемет с электронной начинкой.
Manipulator – футуристическая пушка, при помощи изменения гравитации позволяющая перемещать различные предметы.
Gauss – радиоактивное детище сотрудников Black Mesa по-прежнему популярно.
Rocket Launcher – какой же экшн, да без ракетницы! Гроза вертолетов и танков.
Grenade Launcher – тонкий инструмент для закидывания адских сюрпризов в труднодоступные места.
Помимо вышеозначенного обещается несколько видов гранат, подручные предметы, типа гаечного ключа, а также внушительно количество фантастических смертоубийственных девайсов и инопланетных пушек.