Xenus
Кирилл АлехинВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА
Жанр игры:Action/RPG
Издатель в России: «Руссобит-М»
Разработчик: Deep Shadows
Количество игроков: до 32-ух
Информация в интернате: http://www.deep-shadows.com/ru/xenus_overview.html
Дата выхода: IV квартал 2004 года
ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА
Xenus – игра безграничных возможностей. В ней можно расстреливать мирных жителей, дружить с наркобаронами, угонять вертолеты, а также трогать за грудь развратных девушек и нюхать кокаин. Корреспондент Кирилл Алехин съездил в Киев, чтобы застрелить нескольких партизан, разбить желтый автобус и выяснить, что же такое Xenus.
9:15. МОСКВА – СУХИНИЧИ – КИЕВ. ПРИБЫТИЕ ПОЕЗДА
Чтобы попасть из Москвы в Киев, надо высидеть несколько часов в вагоне-ресторане, продемонстрировать таможеннику паспорт и содержимое рюкзака, и аккуратно заполнить декларацию. Также надо провести девять минут на станции Сухиничи, где по перрону разгуливают не обычные пенсионерки с пивом, а люди с песьими головами и полутораметровые фиолетовые слоны – продукция местной фабрики игрушек. Последнее – трудное испытание для рассудка, требующее определенного допинга. В моем случае им стали два пакета «Молока любимой женщины» – восхитительного напитка, не имеющего отношения к коровам, за тем лишь исключением, что, употребив его в определенных количествах, можно неожиданно замычать.
Утренний Киев – город игрушечный, стерильный и, безусловно, европейский. Синее небо, чистые улицы, ладные домики. Вывески на магазинах состоят из знакомых букв, сложенных, однако, в непонятные слова. Похожие ощущения возникают у тех, кто, прилетев утренним рейсом из Москвы в немецкий Гамбург, первым делом встречает дворников, моющих асфальт шампунем: кажется, что город построен сегодня же ночью и специально вот для тебя. Впечатление довольно устойчиво, поскольку сегодня – суббота, 9 утра, и на улицах Киева ни души.
Завтракаем в комфортном интеллигентном кафе с конусовидными светильниками и хорошим ассортиментом национальных блюд. Дизайнер Xenus Александр Хруцкий вводит меня в курс дела: «Обсуждали на форуме доступную в игре технику – ну, знаешь, 15 моделей авто, вертолеты, самолеты, передвижные ракетные комплексы – и вдруг один геймер спрашивает: «А будет ли в Xenus воздушный шар?» Уточняем, зачем ему нужен воздушный шар. А он: «Летать буду! Обязательно сделайте! Какая может быть игра без воздушного шара?» Прихлебываю зеленый чай и в шутку интересуюсь судьбой шара. «Если останется время – нарисуем. Xenus – это же десятки игр в одном флаконе. Это и 3D-шутер, и RPG, и авиа-мото-симулятор, и квест. Почему бы не сделать его симулятором воздухоплавателя?»
11:24. КИЕВ. ПАРТИЗАНЫ В КАФЕ
В Xenus мы изображаем Кевина Майерса – мрачного, небритого, уверенного в себе типа с тяжелым взглядом, крепкими кулаками и десятью годами Иностранного легиона за спиной. В начале игры он прибывает в Колумбию, чтобы найти пропавшую без вести сестру – журналистку, строчившую в местном таблоиде заметки о наркомафии. Методы работы Майерса отличаются от тех, что приняты в полицейских расследованиях, и включают в себя вооруженный конфликт с гражданским населением, регулярной армией, партизанскими отрядами, наркомафией, ЦРУ и даже с индейцами, мирно употребляющими пейот.
«Колумбия – фантастическая страна, – объясняет выбор декораций Александр, – с многолетней историей, богатейшей природой... И к тому же – одна из самых неспокойных стран на планете. Например, в Колумбии в год убивают больше профсоюзных лидеров, чем во всем остальном мире вместе взятом. Мы общались по ICQ с колумбийцами, читаем все новости, знаем статистику. Я даже списывался с представительством колумбийских партизан, они прислали нам видеокассеты. Там в числе прочего рассказывается, с чего началось партизанское движение, эдакий экскурс в историю страны. В Колумбии около 10 лет шла гражданская война, в конце которой правительство предложило партизанам сложить оружие в обмен на полную амнистию и переселение в деревни в определенном районе страны. Почти все партизаны, кроме 40 человек, согласились, сдали автоматы и отправились обживаться. Спустя неделю в деревни вошли правительственные войска и всех расстреляли. Из тех 40 человек, что остались в лесах, образовалось нынешнее партизанское движение, «Колумбийские революционные вооруженные силы: Армия народа». На сегодняшний день она насчитывает около 18-20 тысяч бойцов и контролирует треть территории страны». Вспоминаю, что «Армия народа» внесена США в список террористических организаций и обвиняется в том, что финансирует свои действия наркоторговлей. «Партизаны утверждают, что кокаином они не торгуют, но разрешают крестьянам его выращивать, – вступается за "чегевар" Александр. – Мы видели интервью с крестьянами. Они говорят: «Да, я выращиваю кокс. Потому что если я буду выращивать бананы или ананасы, мне ни за что не довести их до места продажи – дорого». Кокаин в Колумбии – единственный ликвидный товар. Не то, что наркобароны заставляют крестьян выращивать, нет! Просто кокаин – единственный способ выжить. Поэтому Колумбия – фабрика по производству кокса».
«На Е3 в Лос-Анджелесе мы встречались с одним колумбийцем, – вступает в беседу дизайнер уровней Андрей Довгань. – Мы спрашивали, кто прав, партизаны или правительство? Он ответил: «Я точно не знаю, но уверен, что подонки все». Интересуюсь, не подонок ли Кевин Майерс. Андрей соглашается, что подонок. Xenus максимально правдив. Тут все подонки, вообще все.
13:40. КИЕВ. В ГОСТЯХ У DEEP SHADOWS
В офисе студии Deep Shadows полумрак. Сухо, пахнет озоном. Пока загружается бета-версия Xenus, Александр скороговоркой описывает игру: «Доступная территория – квадрат 25х25 кв. км. В этом квадрате есть все: джунгли, реки, города, блокпосты, шахты, военные базы. Свобода перемещений ограничена только тем, как и куда ты можешь пробиться с оружием в руках. От точки к точке ты всегда должен идти пешком, прорываться на машине, на вертолете, и так далее. Но дойти самостоятельно, километр за километром. Других вариантов нет».
Загружаются, однако, не джунгли, а какой-то периферийный город: светло-коричневые дома, облупленная штукатурка, мощеные булыжником улицы, косые перекрестки – так или почти так должна выглядеть колумбийская провинция. «У нашего художника десятки гигабайтов фотографий колумбийских городов, – подтверждает Александр. – Мы прислали скриншоты города колумбийцу. Он сказал, что это, конечно, не Богота, но на город старой испанской постройки с населением 10-100 тысяч жителей очень похоже».
На улице подходим к мирному жителю – какому-то погруженному в себя маргиналу, медленно бредущему по тротуару. Выпадает диалоговое меню, пока, впрочем, не слишком функциональное. «С каждым пешеходом можно будет поговорить – возможно, он даст вам квест».
Прогулка завершается у обветшалого, но явно благородного особнячка. Двойная лестница, арка, на стене нарисован команданте Че. «Раньше этот дом принадлежал богатому промышленнику, – продолжает экскурсию Александр, – а когда город взяли партизаны – хозяина поставили к стенке, а дом переоборудовали под штаб. В городе, конечно, не во все дома можно будет заходить, но этот вот дом смоделирован полностью». Кевин Майерс поднимается по ступеням и углубляется в недра здания. Мы проходим мимо решеток, столовых, складов и спускаемся в казематы. Удивляюсь, что не появляется надпись «loading» или что-нибудь в этом духе. «У нас вообще ничего не надо подгружать: весь мир Xenus – одно целое. Но как это получается – не скажу. Секретная информация».
15:15. КОЛУМБИЯ. СЛУЧАЙ НА ТРАССЕ
Тихий колумбийский проселок мало чем отличается от обочины МКАД. Мимо на полной скорости проносятся «Мерседесы», «Хаммеры» и «Брабусы». Они появляются из-за поворота и там же исчезают: по странным законам Xenus, едва они скроются из виду, догнать их уже будет нельзя. Когда на проселке показывается желтый автобус, Майерс выходит на середину дороги, взглядом тормозит машину, выкидывает водителя из кабины и сам садится за руль. «Машина может не остановиться, – Александр откидывается на спинку кресла и складывает руки на груди, – а Майерса могут сбить. Насмерть. Допустим, черный бандитский «Мерседес». Я уже вошел во вкус и требую новых подробностей: «А можно через стекло водителя расстрелять?» «Пока нет, – сокрушается Александр, но… мы над этим работаем».
Тем временем автобус кого-то догоняет. В зеркале заднего вида маячит чужой бампер: кто-то догоняет нас. «В принципе, на любом автомобиле в игре ты можешь ездить, – объясняет Александр. – Ну, могут быть проблемы: ключей нет, поломана, бензин кончился… Но все проблемы – решаемы». На приборной доске болтается брелок и наклеена фотография полногрудой женщины. Спрашиваю, будет ли такая фотография наклеена в каждом автобусе? Александр кивает: «Скорее всего, да. Это популярная колумбийская киноактриса». И сразу смеется: конечно, она не актриса. Просто какая-то девушка.
Спустя пару минут доезжаем до блокпоста. Постовой вскидывает «Калашников», мы выворачиваем руль и под свист пуль выезжаем на обочину – в джунгли. В джунглях можно скрываться бесконечно: они простираются на многие километры вокруг. Но мы, объехав злополучный блокпост, сворачиваем обратно на дорогу. Скоро – бензозаправка. Владелец сидит в помещении за столом и курит. Увидев в наших руках оружие, он вскакивает, выхватывает ржавый револьвер и палит почем зря. Перешагнув через его труп, осматриваюсь (Александр подсказывает: стул, как и большую часть интерьера, можно расколотить!). Внимание привлекает квадратное, расположенное на уровне пояса отверстие в стене. Спрашиваю: «Это бойница?» Нет, это окошко кассы.
16:20. КОЛУМБИЯ. СКАЗ О КОКАИНЕ
Штурмуем военную базу – огороженное сеткой-рабицей скопление деревянных вышек, кирпичных домиков и вертолетных ангаров. Берем тихо: короткими, беззвучными очередями отстреливаем часовых, прячемся в кустах, крадемся вдоль стен. Оценив избранную мной тактику, Александр описывает упущенные возможности: «Стэлс-элементы – штука совсем не обязательная. Xenus многое позволяет. Если более-менее умеешь бегать в Quake, можешь схватить автомат и «поаркадничать». Хорошо фарцуешь – наваришь на черном рынке сотню-другую тысяч песо, купишь бронированный «Хаммер» и прокатишься по базе с ветерком. Любишь воровать? Отлично! Втираешься в доверие к наркобарону и тыришь у него вертолет».
Решаю поаркадничать, выбегаю в центр поляны и жму гашетку. Ответная очередь раздается из кустов: Майерс не умирает, но начинает заметно прихрамывать. «Видишь, у тебя правая нога красная? – Александр показывает на нарисованного в интерфейсе человечка. – С собой у Майерса есть обезболивающее, шприцы и все такое. Шприцом выбираешь, куда колоть: торс, ноги, голова. К лекарствам, правда, есть привыкаемость, так что ты с ними поосторожнее. Ну и, конечно, кокаин. Вдохнул «дорожку» – и сразу улучшается зрение, двигаешься быстрее, получаешь меньше повреждений. Потом – ломки. Но какая Колумбия без кокаина?» Ловлю пулю в грудь и падаю. Последнее, что слышу – гул где-то сверху: над пальмами пролетает вертолет. Я летал на таком минут двадцать назад: в небе – отлично. Я знаю, что вид сверху лучше.
20:43. КИЕВ – СУХИНИЧИ – МОСКВА. ПРОЩАНИЕ СЛАВЯН
За час до обратного поезда ужинаем с Сергеем Забарянским, придумщиком и вдохновителем Xenus. Он рассказывает детали о нелинейном сюжете (мотаться по Колумбии можно бесконечно), про мультиплеер (который будет), про достоверное вооружение (которое уже есть). В свою очередь, делюсь впечатлениями о Xenus: игра рассчитана на «хардкорного» геймера, который сможет вникнуть во все детали. «В принципе, да…, – соглашается Забарянский. – Не стоит начинать с Xenus знакомство с компьютерными играми. Но чем Xenus хорош, так это максимумом возможностей. Хочешь – он станет шутером: набрал шприцов, схватил автомат – и жаришь! Хочешь – берешь «Калашников» с удлиненным рожком и вдумчиво выполняешь квесты…» «А как западные издатели смотрят на насилие, кровь, наркоту?» «Да нормально смотрят, – улыбается Сергей, – купили же». Я тоже улыбаюсь. Скоро поезд. Скоро Сухиничи. Скоро Xenus. Последнее – лучше всего.
ШУТКИ В СТОРОНУ
Сценарист Александр Хруцкий о гэгах и юморе: «В Xenus будет много забавного. Например, Майерс встретит законспирированного агента ЦРУ. Совсем законспирированного, не раскрыть. Вот только в кабинете – американский флаг, над столом – огромный портрет Буша. Там же, в кабинете, будет музыкальный центр. Майерс может его включить, заиграет гимн Америки. Тогда цэрэушник прервет беседу и с пафосным видом встанет. Смешной тип, разве нет?»
БОЛЬШОЙ ПОБЕГ
Сценарист Александр Хруцкий о нелинейных миссиях и деревянных туалетах: «Вот, скажем, тюрьма: классический уровень. Майерс должен проникнуть в камеры и спасти пленных. Он может ломануться напрямую и перебить охрану. А может поговорить в баре с бывшими зеками, которые расскажут, что когда-то они подломили бетонную стену. Если ее в нужном месте взорвать, стена падает. Можно ли будет взрывать все стены? Увы, нет. Но вышки или туалеты – всегда пожалуйста. Кидаешь гранату в «очко», и туалет разлетается на досточки. Правда, всегда остается дверь».
БЫСТРЫЕ СТВОЛЫ
Дизайнер Андрей Довгань – о мухах и арсенале: «Оружия в Xenus больше 30 видов. Есть все, вплоть до советского переносного противовоздушного ракетного комплекса. Большинство стволов можно апгрейдить – докупать прицелы и увеличенные магазины; к некоторым винтовкам есть разные боеприпасы. Все ТТХ достоверны: проверяли по справочникам. Вообще, мы довольно патриотичны: нашего оружия в игре много. Есть в Xenus и бразильские автоматы, сделанные по лицензии. А есть, к примеру, такой weapon, как банка со сладким. Кидаешь в цель, на нее слетаются мухи и начинают кусать».