VAMPIRE: THE MASQUERADE – BLOODLINES

Ян Масарский
ОКРОПИМ КРАСНЕНЬКИМ
Жанр игры: Role-Playing Game / Shooter
Издатель: Activision
Разработчик: Troika Games
Количество игроков: Не объявлено
Информация в интернете: www.vampirebloodlines.com
Ты знаешь, кто такие вампиры? Не те, которые летучие мыши, а те, которые с понтом живые мертвецы. Ну конечно, ты знаешь. Думаешь, что знаешь. Но откуда? Ты их много видел? Общался? Пиво вместе пили? Разумеется, нет. Ни хрена ты о них не знаешь.
Начнем с того, что официально вампиров не существует. Их не показывают в документальных фильмах типа «Дикая природа», никто не борется за их защиту от дискриминации или, наоборот, не предлагает их мочить в сортирах. Что убедительно (ну правда же, очень убедительно!) доказывает, что никаких вампиров не бывает. Фикция это. Миф. Что, однако, совершенно не мешает людям рассказывать про вампиров истории, писать книжки, снимать фильмы и – ну, естественно, – делать про них компьютерные игры. А вот отсюда поподробнее.
НЕТ, Я НАСТАИВАЮ!
Vampire: The Masquerade – это, если кто не в курсе, настольная ролевая система от компании White Wolf. Даже не так. Vampire: The Masquerade – это сеттинг в World of Darkness, огромной RPG-вселенной, не уступающей по своим масштабам, скажем, той же Dungeons & Dragons. У нас в стране, правда, WoD как-то не прижился – может, в силу своей «взрослости»; кто знает?.. Ну да не о нем речь.
Vampire: The Masquerade – Bloodlines – это вторая попытка адаптировать V:TM к суровым законам мыши и клавиатуры. Предыдущая попытка – Vampire: The Masquerade – Redemption от Nihilistic Software – была хороша всем, кроме продаж. Игра очень понравилась игровой критике (и лично мне, в частности), но массовый потребитель ее не оценил. Руководство Activision (издателя) плюнуло и сказало: «Вот черт! Подстава какая!». Но спустя три года Activision вновь достает свою лицензию на V:TM, сдувает с нее пыль и заключает контракт с Troika Games на разработку новой игры про вампиров. Погрозив разработчикам пальцем, Activision сказала: «Шоб в этот раз все как надо!», и присовокупила к своим словам лицензию на движок Source. Да-да, движок от Half-Life 2. Troika ответила: «Бусделано!» и приступила к работе.
HOLLYWOOD IN BLOOD
Итак, мы снова можем побыть в бледной шкуре кровопийцы. Это хорошо уже само по себе. Сколько можно, в конце концов, играть против вампиров? Давайте лучше играть за вампиров, они же очевидно круче.
В отличие от пространственно-временного размаха Redemption, действие Bloodlines строго ограничено во времени-месте. Это современный Лос-Анджелес. Ночной мрак на городских улицах; тонкий запах насилия, витающий в воздухе; полная луна и налет мистики... Готик-панк, если кратко.
Сюжетная завязка довольно лаконична. Ты – новообращенный вампир; мелкая сошка, которой полагается соблюдать субординацию и не петюкать. Сразу после счастливого перерождения тебя, как и заведено, приводят под светлые очи местного вампирского князя, и вот-вот поставят перед выбором – ты, сынок, либо вступаешь в нашу шайку... пардон... клан, либо кормишь червей. Но как раз в это время где-то в городе обнаруживается могущественный древний артефакт (ух ты, какой оригинальный ход!), который почему-то всем очень-очень нужен. Начинается суета, в которой никому нет дела до какого-то рядового вампиришки, которого надо куда-то там оформить. Иными словами, ты получаешь полную свободу действий. Логично предположить (ну ладно – мы знаем наверняка), что оный «рядовой вампиришка» сыграет большую роль в истории про древний артефакт. Вот, вкратце, и все. Известно еще, правда, что концовок будет несколько, а побочных сюжетных линий – хоть отбавляй. Скучно не будет.
ЕСЛИ РЯДОМ ВОРОБЕЙ, МЫ ГОТОВИМ ПУШКУ
Дело происходит в современной обстановке, поэтому традиционное RPG’шное оружие – мечи-луки-посохи – здесь не актуально (хотя, возможно, пара заточек найдется). Парень с большим... гм... амбициями имеет все шансы раздобыть себе ладненький дробовичок, пистолет-пулемет или, учитывая специфику происходящего, пушку, стреляющую осиновыми кольями. Короче, Bloodlines – это не «чистая» RPG, а вовсе даже и совмещенная с шутером от первого лица (по ситуации – от третьего).
Тому есть очевидная причина – коль скоро уж в распоряжении «тройкинцев» такой мощный инструмент, как Source Engine, не использовать его на всю катушку было бы просто кощунственно. Вот и Гэйб Ньюэлл (Gabe Newell), глава Valve, радуется: глядите, дескать, какой у нас могучий-премогучий движок – и шутер на нем можно сделать, и RPG, и вообще что хочешь (возможно, даже крестиком вышивать).
На долгом, темном и извилистом пути нашего героя встретятся самые разные личности. Это и товарищи-вампиры («тамбовский оборотень тебе товарищ!», скажут беспредельщики из Sabbat, загоняя кол в сердце нашему протеже), и охотники на вампиров, и оборотни, и какая-то посторонняя нежить, и просто людишки, которые не совсем врубаются, с кем имеют дело. Все эти персоналии, разумеется, сделаны по высшему стандарту качества – как визуально, так и с точки зрения AI. На этом вопросе мы останавливаться не будем – и так уже все наслышаны о возможностях Source Engine; здесь все то же самое, только в другой стилистике.
Нас ожидают толпы общительных NPC’ей, которым постоянно что-то надо – то хурму, то ондатру... Поговорить можно практически со всеми (зомби, возможно, не очень разговорчивы...) – обширная, но простая в использовании система диалогов скрасит наш вечно-ночной досуг. Квесты, интриги, сюжетные повороты и разветвления, снова квесты, напряженные схватки с врагами, магия, магия, магия, что-то пазлообразное, разговоры, разговоры, разговоры, снова квесты, опять пальба, stealth... В этом коктейле ну просто все, что нужно для счастья.
ГОТИК-ПАНК И КИБЕРПАНК – БРАТЬЯ НАВЕК
С точки зрения геймплейных решений Bloodlines больше всего напоминает Deus Ex: Invisible War. Сходство для кого-то пугающее – DE:IW многие не любят. Но это они просто фишку не секут. А фишка в том, что как там, так и в Bloodlines почти у каждой задачи есть несколько решений. И все решения работают равноценно и «равноправно». Рассмотрим простой пример: у двери стоит охранник, а тебе надо попасть внутрь. Охранник типа возражает. Будь это простой шутер или RPG, решение было бы однозначным – в расход строптивца. По той простой причине, что никаких других вариантов в этой ситуации нет. В Bloodlines – все иначе.
Допустим, мы хотим убить засранца. Есть несколько вариантов: самый привычный – внаглую нашпиговать его свинцом... и, естественно, иметь дело с коллегами убиенного, которые прибегут на шум пальбы. Предположим, мы не очень серьезные сэмы; брутальный подход нам не по душе или не по зубам (противники в игре не сказать чтобы пушечное мясо – на предложение расстаться с жизнью реагируют крайне агрессивно; в мир иной отправляются очень неохотно). Ладно. Можно подкрасться сзади, вонзить клыки в беззащитную шею охранника – и «пей до дна, пей до дна!». Если проделать это с должной ловкостью, шума не будет. На крайняк, просто дать ему по затылку со всей дури – может, получится вырубить. А если не получится?
Что ж, можно вообще не прибегать к физическому насилию. Охранника можно загипнотизировать. Можно заговорить с ним, и запудрить ему мозги так, что он сам тебе дверь откроет. Можно, наконец, просто дождаться, пока он посмотрит в другую сторону, и тихо проскользнуть мимо него. Так или иначе, ты попадаешь внутрь – что, собственно, и требовалось. Зарабатываешь свою законную тысячу (условно) экспы. И неважно, каким из вышеперечисленных (или, возможно, еще каких-то других) способов ты этого добился.
По этому принципу построена вся игра – ты решаешь проблемы так, как тебе угодно. Любишь громкие заварушки? Добро пожаловать в клан Brujah. Тебе больше по душе тени и скромный стиль старины Гарретта? Клан Nosferatu и их уникальная способность становиться невидимым – к твоим услугам. Может, ты любишь, чтобы окружающие смотрели на тебя, будто в трансе, и были совершенно беззащитны перед тобой? Изволь – клан Toreador или Ventrue предоставят тебе такую возможность. Неравнодушен к fireball’ам и прочему direct damage’у? У Tremere ты найдешь все, что тебе нужно. Любой стиль игры здесь возможен.
Не забывай только вкачивать экспу в соответствующие характеристики. Быть на все руки мастером не получится – ты должен быть последовательным. Какие-то «подходы» ты можешь комбинировать, но на «всесразу» просто экспы не хватит. Особенно учитывая, что достается она не так легко. Здесь явно недостаточно просто валить всех в пределах видимости.
А это, пожалуй, лучшее, что можно сказать о любой RPG.
НЕ ПЕРЕСКАЗАТЬ
О Bloodlines можно рассказывать еще очень долго. О-о-очень долго. Это будет утомительно. Советую просто отметить в уме, что в 2004-м году выйдет весьма, весьма амбициозная игра, у которой есть все шансы эти амбиции реализовать – и реализовать как должно. Будет ради чего апгрейд делать, думается мне.
ВЕСЬ МИР В ТРУХУ
World of Darkness носит свое название по праву – он действительно огромен и исключительно мрачен. Помимо сеттинга о вампирах, в «Мире Тьмы» есть сеттинги: Demon, Werewolf, Mage, Hunter, Dark Ages, Sword & Sorcery и другие.
30-го апреля сего года White Wolf прекратит продажу всех продуктов марки WoD. Эта вселенная просуществовала 13 лет; с 30-го она более не будет официально поддерживаться своими создателями. Это, впрочем, не означает, что в WoD больше нельзя играть.
ВЕДИТЕ СЕБЯ ПРИЛИЧНО, ГРАЖДАНЕ
Слово ‘Masquerade’ (маскарад) в названии не зря. Вампирская политика строго настаивает: смертные не должны знать о вампирах. В игре есть территории, где категорически запрещено прибегать к вампирским спецспособностям. Если ты, выйдя на главный городской проспект, будешь сверкать клыками и прыгать по стенам аки «Принц Персии», на тебя очень скоро обратят внимание «те, кому следует» – прежде всего, охотники на вампиров, но и соплеменники тоже будут очень недовольны.
КУДА ПОДАТЬСЯ?
Неизвестно, будет ли принадлежность к тому или иному клану (всего их семь) как-то влиять на основную сюжетную линию. Наличие отдельных побочных линий/квестов для каждого клана – само собой разумеется. Но можно ведь вообще не связываться ни с одним из «вампформирований», лететь по игре этакой вольной пташкой... летучей мышкой.
Кланы, по сути, играют роль «гильдий», обеспечивая игроку доступ к различным типам брони/вооружения/дисциплин-заклинаний, сообразно стилю игры. Но можно ли будет менять кланы или состоять сразу в нескольких – вот в чем вопрос.
КТО ТЕБЯ ВЫДУМАЛ
Troika Games состоит из весьма компетентных в своем деле людей. Помимо трех основателей компании, Джейсона Андерсона (Jason Anderson), Леонарда Боярского (Leonard Boyarsky) и Тима Кейна (Tim Cain), широко известных создателей Fallout, в команду входят бывшие сотрудники не только Black Isle и Interplay, но и Valve, 3DO, Blizzard, Bungie, Westwood, Dreamworks и других. В послужном списке команды – StarCraft, Red Alert 2, Medal of Honor, Myth III и прочие; это не считая собственных игр компании – Arcanum и Temple of Elemental Evil.