«МАТРИЦА»: ПУТЕШЕСТВИЕ В РЕАЛЬНОСТЬ

Олег Коровин


31 марта 1999 года в системе произошел сбой. До того дня аномалии появлялись лишь изредка и замечались считанными единицами. Все остальные пребывали в полнейшем неведении о природе системы и даже о самом ее существовании. Тот день стал началом ее краха. Миллионы людей начали пробуждаться, потому что навязчивое «Проснись, Нео!» навсегда засело у них в голове. Как заноза, которая сводит с ума, не дает покоя. В тот день многие услышали не только вопрос, который пытались сформулировать всю жизнь, но и увидели фрагмент – словно кусочек расколотого зеркала – истины, которая когда-нибудь (скоро!) станет ответом на него. Что такое матрица?

СИСТЕМА НЕ ВСЕСИЛЬНА

Никто толком не знал, что его ждет, когда весной 1999 года отправлялся в кинотеатр. Это был обычный поход в кино с семьей, с друзьями, с попкорном и колой. Это не был сознательный выбор. Людей приводило любопытство, реклама, ажиотаж. До начала сеанса для большинства из них время выбора еще не наступило. Оно пришло позже, когда прошел первый шок.

«Матрица» действительно шокировала. Такого до братьев Вачовски не делал никто. Никто даже не смел об этом думать, потому что система все равно бы такого не допустила. Но им каким-то образом удалось нарушить правила игры. По этим правилам Голливуд – фабрика грез. Очень хорошая фабрика, штампующая одну иллюзию за другой. Причем каждая следующая все лучше и привлекательнее предыдущей. Конечно, есть и неголливудское кино. Но это для эстетов, интеллектуалов и им сочувствующих. «Другое» кино практически никогда не вызывает ажиотажа и никогда не становится массово популярным. Потому что по правилам игры одно с другим несовместимо. Но что будет, если эти правила обойти? Что если использовать фабрику грез, созданную системой, чтобы скрыть реальность, против нее самой? Чтобы осуществить нечто подобное, нужно быть гением. Нужно быть умнее системы.

Попытавшись хоть сколь-нибудь серьезно проанализировать «Матрицу», мы тут же сталкиваемся с первым парадоксом. Как идея о том, что наша жизнь – всего лишь иллюзия, сон, ночной кошмар, созданный бездушным искусственным сверхразумом, могла оказаться такой привлекательной? Парадокс неразрешим, пока мы не сформулируем вопрос иначе. Но это все потом. Чтобы зрителю хотелось задавать вопросы, его нужно заинтересовать. Вачовски справились с этим просто блестяще. Вся прелесть в том, что они только показали дверь. Открыть ее должны были мы сами.

Первое, чем подкупает фильм, – стиль. Это уловка «Матрицы». «Самое стильное кино тысячелетия». Так это или нет, не имеет значения. Пока зритель в кинотеатре, у него нет в этом никаких сомнений. Он протягивает руку к экрану-зеркалу, внезапно ставшему жидким, и оказывается по ту сторону. Он заглатывает красную таблетку, ни на секунду не усомнившись в правильности своего решения. Сомнения будут потом, но сейчас он абсолютно уверен, что должен – во что бы то ни стало должен – узнать, насколько глубока кроличья нора.

Все, что происходит по ту сторону, шокирует еще больше. Это не та реальность, на которую он рассчитывал. Не тот мир, который хотелось увидеть, но отступать уже поздно. Принять реальность такой, какая она есть, или выйти из зала – выбор невелик. К тому же уйти сейчас означало бы не узнать величайший секрет, который система так старательно оберегала.

Вперед