«МАТРИЦА»: ПУТЕШЕСТВИЕ В РЕАЛЬНОСТЬ

Олег Коровин


Уловка сработала. Как продукт фабрики грез (то есть системы, порабощающей сознание) «Матрица» просто безупречна. Зрители увидели идеальный блокбастер: революционные спецэффекты, нереально красивые перестрелки и рукопашные поединки, непревзойденная актерская игра и режиссерская работа. Эта уловка направлена против системы, которая, даже если и смогла расценить «Матрицу» как угрозу, ничего не смогла ей противопоставить.

Конечно, было немало тех, кто посчитал «Матрицу» всего лишь очередным продуктом индустрии развлечений (хотя и очень качественным). Но таких было меньшинство. В основном же люди возвращались в кинотеатры или по меньшей мере смотрели фильм снова и снова по телевизору и на видео. Почему? Что такое «Матрица»? В чем ее сила?

Сами по себе идеи, высказанные в фильме, мягко говоря, не новы. В том или ином виде они постоянно встречаются в кино, в художественной литературе, в философских трактатах и священных писаниях. Складывается впечатление, что Вачовски посмотрели и прочитали практически все, с чем перекликается «Матрица». В результате каждый зритель, каков бы ни был его образовательный уровень и к какой бы культуре он ни принадлежал, обязательно найдет в фильме ссылки на знакомые и понятные ему доктрины, идеалы и этические нормы: христианство, гностицизм, буддизм, ницшеанство, идеи Платона, Сократа, Декарта, Канта, Бодрияра, не забудем также про Филипа Дика, Вильяма Гибсона и многих-многих японских режиссеров. Это вторая уловка «Матрицы». Еще один гениальный ход и еще один повод открыть злополучную дверь, по ту сторону которой – реальность.

ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ?

И все же система не собиралась так легко сдавать позиции. Миф вокруг «Матрицы», становившийся все более и более популярным, нужно было во что бы то ни стало развеять. Однако попытки развенчать творение Вачовски были жалкими и неубедительными. Все ждали ответного хода от создателей вселенной. Ждали 4 года.

Критика «Перезагрузки» и «Революции» началась едва ли не раньше выхода фильмов. «Чрезмерное внимание к спецэффектам, слишком много диалогов, наивные идеи...», – все это мы слышали, причем не один раз. Чем масштабнее проект, тем выше популярность критика, низвергающего его. Скажите, что вам не нравится «Авалон» Мамору Осии, и никто не обратит на вас внимания. Хотя бы потому, что большая часть ваших слушателей не будут знать о чем речь. Назовите «Перезагрузку» неубедительной, и вы на гребне волны – вы человек, который в курсе всего и у которого на все есть своя точка зрения.

Тем не менее, не признать, что резонанс, вызванный второй и третьей частями фильма куда меньше того, что породила оригинальная «Матрица», невозможно. За 4 года, прошедших с момента выхода первой картины, у Вачовски появилось столько подражателей и псевдоучеников, что рядовому зрителю сиквел не мог предложить ничего принципиально нового. Да, мы снова увидели настолько невероятные по красоте сцены, что захватывало дух. Да, оба фильма были еще более безупречны стилистически, хотя, казалось, это уже невозможно. Но откровения не было.

Назад   |   Вперед