ПРАВДА о японских играх на PC
Знаете ли вы, что на PC вышли...
Resident Evil (1997)
Virtua Fighter 2 (1997)
Final Fantasy VII (1998)
The House of the Dead (1998)
Resident Evil 2 (1999)
Final Fantasy VIII (1999)
Metal Gear Solid (2000)
Resident Evil 3: Nemesis (2000)
The King of Fighters: Evolution (2000)
Street Fighter Alpha (2000)
The House of the Dead II (2001)
Silent Hill 2 (2002)
Grandia II (2002)
Guilty Gear X (2002)
Sonic Adventure DX Director's Cut (2003)
Metal Gear Solid 2: Substance (2003)
Breath of Fire IV (2003)
Silent Hill 3 (2003)
Sonic Heroes (2004)
Silent Hill 4: The Room (2004)
Crazy Taxi 3: High Roller (2004)
The House of the Dead III (2005)
Dynasty Warriors 4 (2005)
Guilty Gear Isuka (2005)
Devil May Cry 3: Special Edition (2006)
Resident Evil 4 (осенью 2006 года)
Интерактивные новеллы
Особый, важнейший жанр, к которому относится больше половины японских PC-игр и который фактически не существует за пределами Японии, – это так называемые "интерактивные новеллы". Возможно, вы их видели – в былые годы наши благородные пираты очень любили публиковать их в сборниках вроде "100 игр в стиле аниме". Запустив интерактивную новеллу на домашнем компьютере, русский человек пытается в нее играть... и вскоре обнаруживает, что это невозможно. На экране неторопливо сменяются картинки, внизу ползут груды текста, а геймплей, кажется, и не думает появляться. "Глупые японцы!" – думает русский человек и отправляет игру в корзину. Винить его бессмысленно и даже глупо: мы привыкли ожидать от PC-игр "динамичных экшнов" и "кровавых шутеров". Интерактивная новелла, по нашим критериям, вообще не должна называться "игрой". Она относится к совсем другому виду развлечений, который невозможно представить вне японской графической культуры.
Начнем от Адама. Что такое комикс? Искусство, возникшее на стыке литературы и живописи. В стране гигантских роботов и волшебных девочек комиксы (или, как их принято называть у нас, "манга") чрезвычайно популярны. В комиксе может преобладать рисунок (пример: Blame Цутому Нихея) или речь, раскрывающая туго завязанный сюжет (пример: Death Note Такеси Обаты и Цугуми Обы). Если текст окончательно берет верх над графикой, получается то, что японцы называют термином "легкая новелла", light novel – богато иллюстрированный рассказ или роман. Теперь зададимся вопросом: как перенести комикс на экран компьютера? Логично было бы добавить звуковые эффекты и заставить машину саму переходить от одного кадра к другому (вспомните Metal Gear Solid: Digital Graphic Novel для PSP). Как перенести "легкую новеллу" на экран компьютера? Вывести на дисплей картинку фона, поставить персонажей, пустить внизу текст... И это именно то, что вы увидите в японских интерактивных новеллах, которые часто и ошибочно называют текстовыми квестами. Из-за понятной избирательности наших пиратов и американских издателей в обществе сложилось в корне неверное мнение, что эротика, порнография и девочки с большими глазами – обязательные атрибуты интерактивных новелл (как в свое время было и с аниме). Это не так. Есть новеллы ужасов и приключенческие новеллы, романтические рассказы и даже "звуковые" приключения, где ведущая роль отводится музыке. Многие интерактивные новеллы нельзя даже назвать "интерактивными" – просто потому, что в них нет развилок, где игрок мог бы выбрать вариант развития событий. Их нужно читать, как обычные книги с картинками. К слову, интерактивные книги с сюжетными развилками писатели придумали еще в конце семидесятых годов, за несколько лет до появления IBM PC. Написать свою интерактивную новеллу не сложнее, чем написать книгу: в Сети полно бесплатных движков, вроде ONScripter (http://ogapee.at.infoseek.co.jp/onscripter.html) – правда, чтобы разобраться с настройками, неплохо бы владеть японским языком. Благодаря этому вокруг интерактивных новелл возникло целое фанатское движение, подобное, например, фэн-сообществу любителей модов. Подобно лучшим модам, самые популярные интерактивные новеллы становятся самостоятельными продуктами, позже порождая комиксы и аниме-сериалы "по мотивам" (примеров – море: это Kimi ga Nozomu Eien и D.C. ~Da Capo~, SHUFFLE! и To Heart, Demonbane и Yami to Boshi to Hon no Tabibito). И, как и моды, бесплатные и любительские интерактивные новеллы существуют только на PC; на консолях же выходят, как правило, только коммерческие и основанные на успешных аниме-сериалах игры. Стоит также заметить, что абсолютно все производители консолей не терпят эротику и порнографию, что поэтому известны случаи, когда разработчики выпускали специальные "чистые" версии своих романтических приключений специально для приставок (в качестве примеров можно назвать Kanon или Air).