ROME: TOTAL WAR

АЛЕКСАНДР БУНИН


ТРИ УСЛОВИЯ ПОБЕДЫ

Это деньги, деньги и еще раз деньги. Их можно получать, выполняя миссии Сената или захватывая поселения, но главный упор делается на экономику. Если динариев поначалу хватает только на что-то одно – возведение зданий в городе или на набор войска, - предпочтение должно быть отдано строительству. Пока не развиты города, создание мощной армии (если вы в безопасности) есть задача второстепенная. Чем раньше будут проложены дороги, открыты рынки и построены порты, тем скорее появится стабильный источник дохода. Имея же достаточное количество динариев, военную угрозу можно быстро предотвратить: набрать собственные войска, завербовать наемников или подкупить вражеского генерала.

В самую первую очередь следует строить дороги (Roads), они обеспечивают быстрое передвижение ваших войск и стимулируют торговлю. Пусть это будет первая постройка во всех городах, где дорог еще нет. Затем нужно возвести бараки (Barracks), чтобы поддержанием порядка занимались нанятые в них Town Watch, а полноценные боевые отряды могли выйти из города. Далее – фермы (Land Clearance) и порты (Port), чтобы увеличить прирост жителей и торговые обороты.

Строительство храмов очень важно для каждого из римских домов. Род Brutii имеет здесь существенное преимущество: уже Temple of Mars (первое улучшение самой примитивной из построек этого цикла – Shrine to Mars) позволяет набирать отряды в этом городе с уровнем опыта +1. Возможность набора заранее опытных солдат – веский аргумент, чтобы играть за Brutii. Выбирать храм всякий раз нужно (ведь каждое поселение чтит только одно божество) исходя из назначения, которое вы готовите для города: будет ли он развитым центром торговли или поставщиком отличных войск.

Sewers и Trader – тоже из числа сооружений, которые строятся в первую очередь. Однако чтобы поднять доходы до должного уровня, нельзя обойтись без улучшения всех перечисленных построек. Поэтому, создав Trader, нужно затем развить Roads до Paved Roads; Land Clearance до Communal Farming; Port до Shipwright; а Trader до Market. Город, развитый по такой схеме, - это ручеек динариев в вашу казну. При этом обязательно сообразовывайтесь с текущим положением дел, выбирая каждую следующую постройку. Города, граничащие с территориями враждебных государств, нельзя не обнести более добротными стенами, чем простой деревянный забор.

Строительство стен – аспект особый. Хлипкий Wooden Palisade задержит нападающего на один ход, за время которого подойдет ваше войско. Но стоит только увидеть высокие каменные стены, стоящих на них лучников и кипящее масло, которое щедро льется на головы солдат, бьющих тараном в ворота, как вы сразу забудете совет повременить с фортификацией.

ВОИНЫ И ПОЛКОВОДЦЫ

Первая аксиома – побеждает всегда не число, а умение. Опытный генерал легко разобьет намного большее войско, если оно ведомо неумелым предводителем. Сами по себе многочисленные отряды значат очень мало, а главную роль при определении сил противника играют способности его генерала. От количества маленьких золотых звезд рядом с портретом полководца зависит, как хорошо и как долго будут драться его солдаты, как скоро вражеские отряды побегут с поля боя, насколько трудно наемному убийце будет добраться до его благородной персоны. Чем опытнее генерал, тем сложнее иноземным дипломатам переманить его на свою сторону. На поле битвы тем более поднимается боевой дух воинов, чем ближе к ним прославленный командир. Его бегство (или гибель) будет сокрушительным моральным ударом для всех солдат; это залог почти гарантированного поражения. Отсюда – правило: генералов нужно беречь, как самые важные фигуры, а умирать они должны по возможности от старости.

Назад  |  Вперед