Страна Игр, номер #230

Страна Игр, номер #230

МАРТ 2007 г.

ЛЕГЕНДЫ И СУЕВЕРИЯ ПОКЛОННИКОВ FINAL FANTASY

Сергей «TD» Цилюрик

Страна Игр, номер #230, стр. 230-040-3


Что до Electronic Arts, в которой почему-то очень часто видят средоточие зла и воплощение жадной до денег американской буржуазии (забывая про все оригинальные проекты, издаваемые EA), стоит вспомнить, что в «золотую эпоху», во времена расцвета первой PlayStation, в качестве партнера по распространению игр Square выбрала именно EA. Или господа геймеры забыли, что Final Fantasy VIII встречала их надписью «Published by Square Electronic Arts, L.L.C.»?

И если уж разговор пошел о заслугах Хиронобу Сакагути, не забудем Ehrgeiz (в которой появлялись персонажи FF VII), Chocobo Racing и две части Chocobo’s Mysterious Dungeon. Попытка срубить денег на славе Final Fantasy VII? Да, как и вышедшая уже после Сакагути «Компиляция». Да и чего душой кривить – все представительницы сериала делались и будут делаться с расчетом на прибыль. Все, вне зависимости от качества и количества «души», которые вы в них увидите. А уж по качеству к Square даже времен «золотой эпохи» отыщется немало серьезных претензий.

Взять ту же Final Fantasy VII: в Японии вышла неполная версия. Кое-что было исправлено в американском релизе: добавлены три битвы с Weapon'ами, немного сбалансирован геймплей, исправлены и дополнены некоторые сюжетные сцены. Кое-что, но далеко не всё. FF VII по-прежнему остается крайне, просто-таки до неприличия лёгкой (в японском варианте не было, по сути, ни одного стоящего противника), что сразу ставит крест на изысках с материями: зачем стараться и продумывать комбинации, если можно пройти игру одной левой? Кто будет беспокоиться о скрытых стихиях атак, о преимуществах отсутствия произвольного модификатора повреждений, наконец, о таких обыденных мелочах, как вредоносные статусы, если в большинстве боёв для победы достаточно нападать с оружием наперевес? И резонно задать вопрос: для чего сложность была уменьшена до такого неприличного уровня? Ответ найдется сам: чтобы она оказалась по зубам "казуалам". Целевая аудитория FFVII – не ценители высокого искусства, а любители блокбастеров с крутыми мужиками (Сефирот и Клауд) и грудастыми девчонками (Тифа). И когда эти подростки обнаружили в блокбастере лихо закрученный сюжет (даже слишком закрученный: по личному опыту, добрая половина прошедших FF VII так и не поняла, что Айрис убила Дженову), восторгу их не было предела. И именно поэтому – а не из-за мифической «души», населяющей игру, Final Fantasy VII превратилась в лидера продаж и вознесла как приставку, так и жанр на пьедестал славы.

Седьмую часть "Последней фантазии" постиг и ещё один недуг, от которого еще сильней пострадала её сверстница, Final Fantasy Tactics, – ужасный перевод. Кто-нибудь может назвать причину, по которой компания тратит десятки миллионов долларов на разработку проекта, но при этом не пытается добротно его локализовать?

Впрочем, перевод – это полдела. Например, в Xenogears значительная часть диалогов (самая увлекательная, надо сказать) осталась за бортом! Да-да, та самая Xenogears, что до сих пор небезосновательно претендует на звание видеоигры с самым лучшим сюжетом, пала жертвой урезанного бюджета и/или сроков разработки. Причем Square в то время отнюдь не бедствовала: продажи FFVII были на высоте, и от компании ждали чего-то еще более удивительного. И дождались. Не удивиться невозможно: никакой другой проект, будь он трижды убог, не посадит главного героя на стул и не заставит его вещать, как он с друзьями прошел подземелье, битком набитое возрождающимися врагами.. Это – верх абсурда, наплевательского отношения как к потребителю («Тут должен быть лабиринт, но мы решили на нем сэкономить, поэтому вот вам герой на стульчике и скриншот подземелья, радуйтесь и покупайте наших слонов»), так и к команде разработчиков, продумавшей свое детище и работавшей над ним не один год лишь для того, чтобы в последний миг все полетело в тартарары и самая эпическая из всех японских RPG вышла недоделанной. Ходят слухи, что финансы, сэкономленные на Xenogears, утекли к «Проекту Kid», позже преобразовавшемуся в Chrono Cross. В тот самый Chrono Cross, с четырьмя десятками репок, боевой системой, слишком уж смахивающей на Xenogears, и сюжетом, который впору назвать бледным подобием Chrono Trigger. Но при всем том, что Square Enix натворила за последние годы, недавно вышедшие Final Fantasy XII и Valkyrie Profile 2: Silmeria забывать никак нельзя: они – лучшие не только для уходящего поколения консолей, но и – на сегодня - во всем жанре.

Назад на стр. 230-040-2  Содержание  Вперед на стр. 230-040-4