Страна Игр, номер #232

Страна Игр, номер #232

АПРЕЛЬ 2007 г.

Парк юрского периода

 

Страна Игр, номер #232, стр. 232-172-3


В 1972 году Крайтон расширяет сферу интересов и вплотную начинает заниматься кинематографом. Мало кто сейчас вспомнит телевизионный фильм «Расследование» (Pursuit, 1972), снятый Майклом по собственному же сценарию, но вышедший в 1973-м «Западный мир» (Westworld) памятен почти всем любителям фантастического кино. Этот весьма приличный футуристический техновестерн, повествующий о том, как в парке развлечений киберковбой вышел из-под контроля и начал охотиться на посетителей, нередко упоминается в энциклопедиях и справочной литературе, прямого отношения к кино не имеющей. Дело в том, что Крайтон совершил своим «Западным миром» революцию, полный смысл которой стал понятен лишь в последней четверти XX века: в картине впервые в истории кинематографа были использованы визуальные образы, созданные на компьютере (CGI, computer-generated imagery). С помощью компьютера обработке подвергся «вид из глаз» электронного стрелка.

Сегодня Крайтон является автором почти двух десятков романов, большинство из которых экранизированы. Наиболее известные и удачные книги, вышедшие из-под пера писателя до 90-го года, — приключенческая новелла «Великое ограбление поезда» (The Great Train Robbery, 1975), экранизированная самим же Крайтоном в 1979-м; эпический фэнтезийно-исторический роман «Пожиратели мертвых» (Eaters of the Dead, 1976), экранизированный Джоном Мактирнаном под названием «Тринадцатый воин» (The 13th Warrior, 1999); приключенческо-фантастическая книга «Конго» (Congo, 1980), неудачно экранизированная в 95-м Фрэнком Маршаллом, и научно-фантастический технотриллер «Сфера» (Sphere, 1987), тоже не слишком успешно перенесенная на экран в 98-м году Барри Левинсоном. Ну а в 1990-м увидел свет легендарный роман «Парк юрского периода», после которого за Крайтоном окончательно утвердилась репутация одного из самых талантливых коммерческих писателей последней четверти XX века.

Следом за «Парком юрского периода» (с перерывом в пять лет, в течение которых Крайтон пишет еще два бестселлера — «Восходящее солнце» (Rising Sun, 1992) и Разоблачение (Disclosure, 1994), оба впоследствии экранизированные) Крайтон публикует технотриллер «Затерянный мир» (The Lost World, 1995), представляющий собой ревизию одноименного фантастического романа Артура Конана Дойла. В целом же «Затерянный мир» — продолжение «Парка юрского периода», занятно развивающее идеи оригинального произведения.

Из-под пера Крайтона с завидным постоянством продолжают выходить интересные и, что важнее, умные романы, обреченные становиться шедеврами. Впрочем, с циклом о парке юрского периода, судя по всему, писатель распрощался и «сиквелов сиквелов», хвала небесам, производить не собирается.

Говоря о творцах «Парка юрского периода», никак нельзя обойти стороной Стивена Спилберга, режиссера, сумевшего удивительно удачно перенести прекрасный роман Крайтона на большой экран. Спилберг начинал путь в кинематограф в конце 60-х годов минувшего века. Тогда он и представить не мог, что через десяток лет будет ставить многомиллионные блокбастеры: Стивен снимал малобюджетные телевизионные фильмы и радовался своей причастности к киномиру. Восхождение режиссера к вершине славы начался с весьма приличного триллера «Дуэль» (Duel, 1971), поставленного по рассказу Ричарда Мэтсона, в центре которого лежала история невероятной «дорожной» дуэли между водителем небольшой легковушки и шофером гигантского бензовоза. Большой успех к Спилбергу пришел после выхода на киноэкраны фильма ужасов «Челюсти» (Jaws, 1975), поставленного по одноименному роману Питера Бенчли, и очень добротной научно-фантастической драмы «Близкие контакты третьей степени» (Close Encounters of the Third Kind, 1977). После этого Спилберг принялся лепить кинохиты как пирожки.

Назад на стр. 232-172-2  Содержание  Вперед на стр. 232-172-4