Страна Игр, номер #235

Страна Игр, номер #235

МАЙ 2007 г.

Игры и здоровье.

Иван "cicero" Боднар

Страна Игр, номер #235, стр. 235-082-1


cicero@k66.ru

С возросшей популярностью видеоигр участились и разговоры об их вреде: как для психики, так и для физического здоровья. Cлухи о том, как прохождение Final Fantasy VIII приводит к самоубийствам, а виртуальные перестрелки превращают людей в невиртуальных инвалидов, плодятся с не меньшей скоростью, чем городские легенды о гигантских крысах в метро. Где же она, правда? Может, стоит выкинуть консоли на помойку, удалить с жесткого диска все до единой игры ("Косынка"? "Сапер"?! Долой! Игры – зло!) и научиться играть на банджо или заняться керлингом?

Отделить истину от вымысла мы и попытаемся в нашей статье, проанализировав мнения и результаты исследований медиков-специалистов. Причем сперва те, что относятся к телесным недугам, оставив «чудовищ, порожденных сном разума» на потом.

Итак, какая геймерская болячка вспоминается в первую очередь? Естественно, расстройство зрения, которое в 90-х годах окрестили компьютерным зрительным синдромом (computer vision syndrome). Распознается оно по следующим симптомам: затуманиванию зрения, медленной перефокусировке c ближних объектов на дальние, двоению предметов, жжению в глазах, ощущению песка под веками, боли при движении глазных яблок и их покраснению. Эти явления называют астенопией (“слабость глаза” в переводе с греческого), и возникает она не только при работе перед монитором или игрой за телевизором, но и при чтении. Дело в том, что в этих ситуациях мы надолго сосредотачиваем взгляд, и глазные и внутриглазные мышцы остаются неподвижными, слабеют, что приводит к близорукости. Профилактические меры известны всем, хотя пользуются ими единицы: глаза должны находиться на расстоянии не менее 30 сантиметров от дисплея (или книги); кроме того, необходимо как можно чаще смотреть в окно или хотя бы в дальнюю часть комнаты. Однако монитор, в отличие от книги, сам по себе является источником света (т.н. прибор активного контраста), что только добавляет сложностей. Во-первых, блики на экране мешают разглядеть изображение: люди начинают жмуриться, поворачивать голову, шею, а то и весь корпус. Во-вторых, ученые из Университета штата Огайо (Ohio State University) выяснили, что, глядя на дисплей, абсолютное большинство пользователей щурятся. Часто они этого сами не замечают, а прищуривание - незначительно, но даже в таком случае частота моргания уменьшается в два раза. Это может привести к сухости глаз, которая, в свою очередь, становится причиной зрительного дискомфорта и астенопии. Американским исследователям выход из ситуации видится в создании мониторов, подстраивающих контрастность и яркость под индивидуального пользователя, но офтальмологи советуют установить монитор так, чтобы смотреть на него прямо или сверху вниз, и при первых же симптомах сухости глаз поморгать и повращать глазами с опущенными веками.

Что касается различий между ЭЛТ- и LCD-мониторов, они не так очевидны как кажется. Согласно распространенному мнению, для человека опасно излучение от первых, хотя не исключено, что это всего лишь рекламный ход. Чисто физически речь может идти либо о тормозном излучении электронов, разогнанных с катодно-лучевой трубки на экран, либо об электромагнитном излучении трансформаторов и отклоняющих катушек. Однако о силе и вреде второго благодаря стандартам TCO говорить не приходится, а первое поглощается несколькими сантиметрами воздуха, так что единственный совет – не тыкаться носом в монитор. Во всяком случае, доподлинно не известно о пострадавших от этого пресловутого излучения. Кстати, Национальный институт профессиональной безопасности и здоровья (США) (National Institute for Occupational Safety and Health) в 1997 году опубликовал исследование, не выявившее никакой связи между работой за компьютером и аномалиями развития плода беременных женщин; а Всемирная организация здравоохранения подтвердила, что компьютеры неповинны в раковых и сердечно-сосудистых заболеваниях. Фактически эти и другие исследования доказали мифическую сущность какого бы то ни было вредоносного излучения, исходящего как от монитора, так и от системного блока вообще.

Содержание  Вперед на стр. 235-082-2