Вторая реальность

Марина Орлова


Жизнь – игра. Сюжет не очень, но графика обалденная.

(бородатый анекдот)

Летом 1996 года в коробке с джойстиком, который мы купили, оказался диск с игрой. На обложке красовался истребитель и надпись: "Su-27 Flanker". Кто не мечтает полетать на настоящем "Су", тем более что под рукой как раз оказался новенький джойстик? Мы быстро установили игру и попробовали подняться в небо на знаменитом истребителе. Но... богатый опыт, приобретенный в аркадных "леталках", не сработал. Самолет стоял на ВПП, как-то странно гудел, тихонько подпрыгивал и, кажется, даже слегка дымился. Но упорно не взлетал.

Пришлось изучать руководство к игре. Оказалось, что в управлении строптивой железкой задействована почти вся клавиатура, само руководство состоит из доброго десятка мегабайт отнюдь не развлекательного текста, а игра – сильно переработанный и изрядно "опопсевший", но тем не менее настоящий военный летный тренажер от российской компании Eagle Dynamics.

Так мы познакомились с первым серьезным авиасимулятором. Недели упорных тренировок привели к полному господству в воздушном пространстве над Крымским полуостровом и чувству гордости за свои летные таланты. Многие игроки оценили привлекательность реалистичных игр именно с первого "Фланкера". Но реализм – это далеко не всегда только правильная физическая модель. Требуется еще, чтобы игрок полностью поверил в виртуальную реальность со всеми ее законами и объектами.

Включи воображение

По большому счету к виртуальной реальности можно отнести любой выдуманный мир. Например, книги. Убедительность этого мира полностью зависит от таланта писателя. Например, даже человек с воображением курицы после прочтения "Властелина колец" Р.Дж. Толкиена, может, и не поверит в существование Средиземья, но точно будет знать, чем хоббиты отличаются от орков, и почему лесные эльфы предпочитают любому другому оружию луки.

А ведь в книге нет графики, исключая разве что статичные иллюстрации, нет звука, нет интерактивности, заставляющей читателя участвовать в происходящем. Но оказывается, достаточно силы слова, чтобы вселенная хорошего романа ожила.

И так бы оно и продолжалось – писатели создавали бы новые миры, читатели довольствовались текстовым их отображением, но появились кинематограф, телевидение и РС-игры. И у того же "Властелина колец" теперь есть новые воплощения. Мало кто не слышал о фильме Питера Джексона, третья часть которого получила в этом году 11 "Оскаров". И если здесь талант создателей фильма оказался на высоте, то в стане компьютерных развлечений труды Профессора за немногими исключениями ожидала довольно грустная участь.

Можно сказать, что электронные забавы сегодня становятся полной противоположностью литературе. Если MUD'ы – первые РПГ, пик популярности которых пришелся на 80-е годы ХХ века, – состояли из одного текста и возлагали представление сказочного мира на игрока, то современные игры не включают в потребителе воображение, как это происходит в случае с хорошей книгой. Скорее воображение отключается окончательно за счет продвинутой трехмерной графики и звуковых эффектов. Хорошо, если игра обладает приличным сценарием и проработанным миром, но это всего лишь фантик от конфетки, чуть более яркий, чем у других, и далеко не всегда востребованный.

Вперед